Определение деятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — человеческая форма активности, направленная на познание и преобразование окружающего мира и самого себя на основе ведущих мотивов и целей.

Д. включает в себя следующие операции:

  1. Осознанную постановку цели, придающей Д. направленный и избирательный характер.
  2. Выработку целесообразной программы действий, в которую входят оценка наличной ситуации и выбор необходимых средств Д.
  3. Сам процесс реализации Д. и ее результат.

Различают Д. репродуктивную (воссоздающую уже известную систему последовательных действий по достижению поставленной цели) и продуктивную Д., которая связана либо с реализацией новых средств достижения поставленных ранее целей, либо с выработкой новых целей и средств их достижения.

Структурной единицей Д. является действие. Отдельные действия могут выполняться на разном уровне осознания: от их регуляции сознанием человека до почти полного отключения последнего при совершении автоматизированных действий.

Кроме того, Д. может быть как внешней, выполняемой в развернутом предметном плане с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренней, все звенья которой выполняются в идеальном плане сознания, в уме.

Внутренняя (умственная) Д. происходит от внешней (предметной) и составляет основу развития высших форм психического отражения действительности. Д. наряду с общением является главным фактором психического развития человека и становления его личности.

Для каждого возраста характерно преобладание соответствующего вида Д., имеющего определяющее значение для нормального формирования основных психических процессов.

Так, у ребенка на основе внешней Д. (неосознанных манипуляций с предметами) возникает внутренняя Д., связанная с построением психического образа предмета и предполагающая создание в процессе мышления идеальных динамических программ Д., в свою очередь получающих реализацию в процессе внешней Д.

В ходе освоения действительности у каждого человека в течение жизни вырабатывается свой индивидуальный стиль Д.— устойчивая система средств, приемов, навыков, методов и способов выполнения той или иной Д.

Схема основных факторов, определяющих формирование цели — уровня достижений (по В. Д. Шадрикову, 1996)

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)