Произношение и фонематический слух

Ни педагоги, занимающиеся с детьми с задержкой психического развития, ни исследователи не обнаруживают у них грубых нарушений произношения и фонематического слуха. У большинства детей произношение отдельных звуков правильное, но в целом оно недостаточно четкое, что и создает «смазанность» речи, наличие которой уже отмечалось выше.

Дефекты произношения могут быть обусловлены разными причинами: они могут отражать недостаточную дифференцированность связей внутри речедвигательного анализатора, но могут быть и следствием недостаточности обратной связи, т.е. могут определять­ся дефектами фонематического слуха.

Данные, полученные В. И. Насоновой (1979), свидетельствуют о том, что проявления некоторой недостаточности фонематического слуха наблюдаются примерно у 63 % детей с задержкой психического развития, обучающихся в 1– III классах специальной школы. При этом у 50 % детей они оказываются очень легко выраженными и лишь у 13 % обследованных наблюдаются более значи­тельные затруднения в выделении и произношении акустически и артикуляционно сходных звуков.

Недостатки в артикуляции детей, делая речь детей недостаточно понят­ной, могут оказать отрицательное влияние на развитие их активности в обще­нии, затормозить ее. На возможность такого обратного влияния указывают А. Хейден и др. Следует, однако, отметить, что в большинстве случаев эти дефекты устра­няются в процессе обучения в начальных классах.

На такую динамику дефектов произношения и фонематического слуха ука­зывают как только что упомянутые американские авторы, так и В. И. Насонова, получившая определенную количественную характеристику этой дина­мики. Предлагая школьникам с задержкой психического развития задания на слуховой анализ звуковых ритмических комплексов, она установила, что если среди первоклассников число детей, испытывающих выраженные затруднения в слуховом анализе составляет 23,5 %, то во II классе их оказывается 20%, а в III – лишь 13,3% от числа обследованных детей. Эта динамика является ре­зультатом преже, всего коррекционной работы в специальной школе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)