Грамматический строй речи

Остановимся прежде всего на словообразовании и словоизменении, вла­дение которыми имеет важнейшее значение для развития грамматического строя, развития речи в целом, а также для овладения правилами грамматики и правописания.

Способы словообразования у детей рассматриваемой категории, как пока­зывают исследования Е. С. Слепович и Р. Д. Тригер, совпадают с теми, кото­рые наблюдаются у нормально развивающихся детей: использование суффик­ сов в целях преобразования слова. Этим они отличаются от умственно отста­лых детей.

В числе самостоятельно преобразованных слов, как и у нормальных детей, у них преобладают существительные. Однако, если для нормально раз­вивающихся детей характерно примерно вдвое более частое образование су­ществительных с самостоятельным значением (море–моряк), чем существи­тельных с тем или иным оттенком (мост – мостик), то у детей с задержкой психического развития обе эти формы словообразования проявляются примерно в равной мере. Значительно меньше, чем нормально развивающиеся дети, обра­зуют они прилагательных, и лишь по образованию однокоренных глаголов они оказываются примерно на том же уровне, что и нормально развивающиеся школьники.

При изучении словообразования у школьников с задержкой психического развития выявилось довольно значительное число слов, которые не встреча­ются при выполнении таких заданий нормально развивающимися детьми. Осо­бо следует рассмотреть случаи образования неологизмов – слов, не применяю­щихся обычно в речи, созданных самими детьми. В одних случаях такие слова образуются, когда ребенок, преобразуя слово, выделяет корневую морфему (прыгать – прыг, красить – крас), в других – неологизмы возникают в результате необычного соединения морфем.

Например, правильно образовав уменьши­тельно-ласкательную форму «мостик» от слова «мост», ребенок использует за­тем этот же суффикс, неправомерно образуя от слов «гроза» и «соль» произ­водные «грозик», «солик». Корни слов легко соединяются детьми с другими, обычно не сочетаемыми с ними суффиксами, в результате чего возникают та­кие неологизмы, как «грозаки», «грозилка», «грозник» (от слова «гроза»), «крас­ник» (от слова «красить») и др.

Период словотворчества (включающий образование неологизмов) являет­ся нормальным явлением в процессе развития речи в дошкольном детстве («от двух до пяти») и заканчивается обычно уже в старшем дошкольном возрасте. У детей с задержкой психического развития это явление наблюдается даже и на втором году школьного обучения.

Недостаточная сформированность грамматического строя речи детей с задержкой психического развития может не обнаруживаться в спонтанной речи и поэтому замечается нередко, только когда ребенок приступает к школьному обучению.

Она проявляется в трудностях при овладении новыми формами речи – повествованием и рассуждением и выступает в ситуациях, требующих развернутых речевых высказываний. Как отмечает А. Р. Лурия примени­тельно к речевым нарушениям у взрослых, именно невозможность перейти к связному развернутому высказыванию указывает на серьезные дефекты в грамматическом строе речи больного.

Ряд особенностей усвоения грамматического строя родного языка рассматривается в специальном исследовании Л. В. Яссман (1976). Показано, что ошибки в грамматическом построении самостоятельной речи наблюдаются у детей с задержкой психического развития чаще, чем у нормально развиваю­щихся младших школьников. Если у последних наблюдались ошибки в третьей части составленных ими предложений, то у детей с задержкой психического развития – в половине.

Детям следовало самостоятельно построить предложения из заданных в исходной форме слов, что требовало предварительного осмысления набора слов с последующим грамматическим оформлением в предложение. Есте­ственно, что в части случаев недостатки в построении предложений могли быть связаны с трудностями осмысления набора слов (см. табл. 5).

Различия между детьми с задержкой психического развития и нормально развивающимися становятся еще более значительными, когда составление предложений облегчается возможностью опереться при осмыслении набора слов на предлагаемую ребенку сюжетную картинку. В этих условиях нормально развивающиеся Дети грамматически правильно построили 83 % предложений, в то время как дети с задержкой психического развития – лишь 63 % (см. табл. 6).

Как можно видеть из сопоставления количества правильно составленных предложений детьми нормально развивающимися и с задержкой психического развития с опорой на картинку и без нес (табл. 5 и 6), помощь в осмыслении на­бора слов приводит к увеличению числа правильно составленных предложений детьми с задержкой психического развития в меньшей степени, чем нормаль но развивающимися (на 12 % по сравнению с 18,3 %).

Это достаточно убедитель­но свидетельствует о том, что не столько осмысление, т.е. не интеллектуаль­ные затруднения, сколько недостаточное владение грамматическим строем языка, его закономерностями является причиной большого числа ошибок в вы­сказываниях у детей описываемой категории. Отставание в речевом развитии, как это показывают исследования Г. Б. Шаумарова, К. К.

Мамедова и других, сохраняется на протяжении всего школьного обучения детей с задержкой психического развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)