Денежный рынок в классической модели

Виды спроса на деньги. Из базового курса экономической теории нам известно, что в сфере денежного обращения деньги предстают прежде всего как технический инструмент. Это порождает стабильный спрос на деньги со стороны экономических субъектов. При анализе спроса на деньги принято выделять:

  • операционный спрос на деньги (Dm1);
  • спекулятивный спрос на деньги (Dm2); в) общий спрос на деньги (Dm).

Операционный денежный спрос – та сумма денег, которую домашние хозяйства в любой момент хотели бы иметь в доступной форме для совершения ежедневных покупок. Операционный спрос на деньги иногда обозначают как трансакционный спрос. Тем самым подчеркивается, что в рамках
операционного спроса деньги выполняют исключительно технические функции обмена.

На практике операционный спрос состоит из двух частей:

  • спрос на наличные деньги;
  • денежные остатки на текущих счетах клиентов в банке (до востребования).

Объем операционного спроса на деньги обычно определяется рядом факторов. Понятно, что чем больше в секторе домашних хозяйств объем располагаемого денежного дохода, тем большим будет и операционный спрос на деньги. чем выше цены, тем большим становится и операционный спрос на деньги. Принято считать, что в определенных границах операционный спрос на деньги не зависит от уровня процента (z). Продиктовано это тем, что вне зависимости от складывающейся нормы банковского процента по вкладам любое домашнее хозяйство всегда вынуждено держать «под рукой», т.е. в высоколиквидной форме, определенную часть своего денежного богатства.

Модель управления наличностью Баумоля – Тобина. Разработчики данной модели управления денежной наличностью – американские экономисты У. Баумоль и Дж. Тобин – исходили из того, что население все же предпочитает иметь банковские вклады и получать причитающиеся в таком случае процентные доходы. экономический человек воздерживается от того, чтобы весь денежный доход держать в домашних условиях в виде наличности и не иметь банковских вкладных счетов.

Поэтому рациональному человеку необходимо определитьдля себя оптимальное количество посещений банка. Так, чтобы и процентов получить больше, и свести к минимуму те издержки, которые связаны с посещением банка. В конечном счете, сравниваются процентный доход и те выгоды, которые сулит вариант размещения денег «под рукой».

Спекулятивный спрос на деньги – спрос на деньги с целью приобретения финансовых активов (облигаций, акций и т.д.). Спекулятивный спрос на деньги есть особая разновидность спроса на деньги, которая определяется стремлением домашнего хозяйства регулярно получать доход с денежного капитала, израсходованного на приобретение ценных бумаг.

Спекулятивный спрос на деньги основан на обратной зависимости, которая существует между ставкой процента и курсом (доходностью) ценных бумаг. Дело в том, что в соответствии с формулой цены финансового актива, если процентная ставка повышается, то рыночный курс ценной бумаги (Вr) автоматически снижается: Z↑ →→ Br↓. Наоборот, если процентная ставка снижается, то рыночный курс акции повышается: Z↓ →→ Br↑.

Общий спрос на деньги. На практике общий спрос на деньги формируется как сумма операционного спроса и спекулятивного спроса. Dm = Dm1 + Dm2, где Dm1 и Dm2 есть соот-
ветственно операционный и спекулятивный спрос на деньги (рис. 2.4).Предложение денег. В современной рыночной экономике деньги как техническое средство обмена создают, прежде всего, центральный банк страны и коммерческие банки.

Деньги центрального банка, состоят из:

  • банкнот (наличные деньги);
  • безналичных денег, находящихся на счетах коммерческих банков, открытых в центральном банке.

Основные способы создания денег центральным банком:

  1. Скупка иностранной валюты. В данном случае иностранные деньги, поступившие в страну, механически заменяются деньгами (обычно банкнотами) центрального банка.
  2. Скупка государственных ценных бумаг.
  3. Предоставление кредита коммерческим банкам, банковские операции по залогу векселей, иностранной валюты или ценных бумаг правительства.
  4. Операция по учету векселей крупных хозяйственных субъектов, когда менее ликвидные частные деньги заменяются на банкноты центрального банка.
  5. Скупка золота, которое предлагается хозяйствующими субъектами.

Создание денег коммерческими банками. Данный процесс имеет место в ходе кредитования клиентов. Операции коммерческих банков, которые связаны с приемом вкладов и выдачей кредитов клиентам, создают безналичные деньги «жирооборота». Каждая последующая кредитная операция увеличивает объем предложения денег со стороны банковской системы. Более того, такой процесс создания денег может продолжаться до бесконечности.

В национальной денежной системе имеет место так называемый «эффект мультипликации», или наращивания объема денег в процессе кредитования хозяйствующих субъектов. В банковской системе объем предложения денег зависит от объема и структуры активов коммерческих банков. Кредитные
деньги создаются на каждом переходе денежных средств из одного банка в другой, увеличивая кредитный портфель всей банковской системы.

Денежный мультипликатор. Соотношение между общей суммой прироста банковских депозитов и первоначальным банковским депозитом определяет значение денежного мультипликатора.

Денежный (банковский) мультипликатор – это коэффициент увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах в коммерческих банках за счет их перемещения из одного коммерческого банка в другой в процессе кредитования.

где Км — коэффициент кредитно-депозитной мультипликации, Нфор — норматив отчисления привлеченных денежных средств в фонд обязательных резервов.

Модель денежного рынка. Если исходить из того, что в определенный момент Центральный банк предпочел жестко контролировать объем денежной массы (денежного предложения), то в таком случае линия предложения денег примет строго вертикальный вид. это означает, что объем предложения денег не зависит от уровня процентной ставки (рис. 2.5).

Классическая формула количества денег. Спрос на деньги как техническое средство обмена определяется основными функциями денег. Выстраивается сложная взаимная зависимость между ВВП, денежными доходами населения, склонностью населения к сбережениям и скоростью обращения денег. С учетом функций денег в классической политэкономии (ХVIII в.) была выдвинута формула количества денег, необходимых для обращения.

где М – количество денег, необходимых для обращения; Р – цены на экономические блага; Q – масса обращающихся товаров (физический объем совокупного предложения); К1 – денежная сумма товаров, проданных в кредит; К2 – сумма товаров, проданных в кредит, срок оплаты которых наступил; К3 – сумма взаимопогашающихся платежей (взаимозачеты, прямые продуктовые операции; бартер; выплата зарплаты персоналу продуктами производства); V – cкорость движения денег.

Обратим внимание на то, что количество денег, необходимых для обращения, непосредственно зависит от уровня рыночных цен (р) и физического объема ВВП (Q).

Денежное уравнение. Исходное уравнение обмена (а. Маршалл, И. фишер) выглядит следующим образом: М × V = Р × Q, где М – это масса денег, необходимых для денежного обращения; V – скорость оборота денег; Р – уровень рыночных цен; Q – реальный объем производства.

Отсюда

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)