Демократия

Обычно демократия (в буквальном переводе с греческого — народовластие) определяется как общественный строй, при котором власть в руках народа. Это — поверхностное определение, не удовлетворявшее уже ни Платона, ни Аристотеля, различавших демократию, регулируемую законами, и демократию, лишенную правил. В последнем случае народ, т. е. большинство, попадая под влияние демагогов, устанавливает свою неограниченную власть над теми, кто остался в меньшинстве.

Государство привносит упорядоченность в гражданское общество, ограждает его от вмешательства, задает правила его игры. С другой стороны, гражданское общество периодически обновляет и освежает структурные отношения, устанавливаемые и оберегаемые государством. Инструментом этого воздействия гражданского общества на государство является демократия.

Демократические выборы органов государственной власти — это краткие, периодически повторяющиеся периоды безраздельного доминирования гражданского общества над государством, коммунитарных отношений над структурными. Итогом этого господства равенства над иерархией должно быть обновленное государство, способное в течение определенного периода находиться в известной гармонии с гражданским обществом.

Противостояние и одновременно взаимозависимость государства и гражданского общества можно представить с помощью следующей схемы:

государство —> законы —> гражданское общество;

гражданское общество —> демократия —> государство.

Понятия демократии и гражданского общества неразрывны. Полноценная демократия возможна лишь в том случае, если есть устойчивое гражданское общество, способное использовать ее в качестве инструмента обновления государства.

С другой стороны, само существование гражданского общества, руководствующегося в своей жизни правилами, установленными государством, является стабильным и продуктивным, если в распоряжении гражданского общества есть демократия как решающее средство его воздействия на государство.

Эта связь демократии с развитым гражданским обществом является ключом к пониманию демократии и объяснением того, почему в тех странах, где государство не имеет в качестве своего противовеса устойчивого гражданского общества, демократия оказывается неэффективной, а иногда даже вредной.

Для своей эффективности демократия предполагает целый ряд социальных условий и институтов и реализуется в сколько-нибудь полной мере в тех обществах, где эти условия и институты существуют.

Таким образом, демократия не коренится ни в природе человека, ни в природе общества. Она не является ни общечеловеческой, ни универсальной социальной ценностью.

Демократия как периодическое кратковременное безраздельное господство коммунитарных отношений над структурными с целью изменения и обновления последних является эффективной только в условиях индивидуалистического общества. Она зарождается в древнегреческом демократическом обществе и достигает своего расцвета в развитом капиталистическом обществе.

Демократия — это немногие дни и часы, когда все без исключения члены общества становятся равными друг другу (в качестве избирателей) с тем, чтобы путем своего свободного выбора тут же воссоздать, но, возможно, уже в измененной форме, постоянно существующее между ними неравенство.

Коллективистическому обществу нет необходимости прибегать к демократии для обновления своей структуры. Если даже оно сохраняет демократические процедуры, как это было в коммунистическом обществе, демократия становится чисто формальной.

Участие в выборах делается не только правом граждан, но и их обязанностью, выбор невозможен, так как есть только один, безальтернативный кандидат, итоги голосования подводятся людьми, уполномоченными на это господствующей элитой, и т. д. Национал-социалистическое общество вообще презрительно относилось к демократии и не находило нужным проводить какие бы то ни было, хотя бы формально демократические выборы.

Реальное обновление структуры коллективистического общества осуществляется не рядовыми избирателями, а правящей элитой, действующей по ею же самой разработанным правилам. Равновесие между коммунитарными и структурными отношениями, реализуемое в индивидуалистическом обществе посредством демократии, в коллективистическом обществе достигается совершенно иначе.

Здесь постулируется будущий совершенный мир, в котором коммунитарные отношения будут безраздельно доминировать над структурными. Реально же существующее общество, отличающееся особенно жесткой структурностью, объявляется временным и преходящим, всего лишь несовершенным преддверием будущего.

В коммунистическом обществе временем господства коммунитарных отношений объявляется коммунизм; в национал-социалистическом обществе — будущее чисто арийское государство, завоевавшее все необходимое для своего безоблачного существования.

Такое «уравновешивание» комму-нитарности и структурности делает коллективистическое общество подчеркнуто переходным, живущим не столько отягощенным многими пороками настоящим, сколько светлым будущим. Основным для такого общества оказывается вопрос о моменте, начиная с которого можно будет считать, что такое будущее уже наступило.

Обеспечению равновесия структурных и коммунитарных отношений в коллективистическом обществе призвана способствовать также так называемая «повседневная демократия»:

  • регулярные собрания, на которых, по идее, может выступить каждый;
  • многолюдные демонстрации и митинги;
  • праздники, которых чрезвычайно много; дни выборов без выбора, всегда оформляемые как праздник, и т. д.

Политическая свобода, являющаяся еще одной ведущей ценностью открытого общества, — это право гражданина участвовать в управлении государством. Эта свобода осуществима только при демократии, т. е. при возможном для всех изъявлении воли. За политической свободой нет никакой социальной программы.

Чистая, не ограниченная никакими содержательными требованиями демократия способна привести к господству массы (охлократии) и к установлению самых крайних форм административной системы, вплоть до открыто коллективистического общества.

Известно, что Гитлер пришел в 1933 г. к власти на основе вполне демократических выборов. Формальная демократия, представляющая собой право на свободное, равное и тайное голосование, вовсе не является гарантией свободы, а напротив, скорее угрозой ей.

Важное условие эффективности демократии — достаточно высокий уровень социально-экономического развития общества. В последние два столетия наиболее важным фактором жизни западного общества стала промышленная революция. Она привела к резкому росту городского населения, трансформации классовой структуры, значительному повышению жизненных стандартов, уровня образования и здравоохранения и т. д.

Демократия предполагает также писаную или неписаную конституцию, ограждающую свободу, права человека и правовое государство от посягательств со стороны временно пребывающей у власти партии большинства.

Демократия требует отделения политики от экономики и мировоззренческих проблем, разделения властей и эффективно функционирующей судебной системы и т. д.

Одним из основных условий успешного функционирования механизма демократии является существование устойчивого гражданского общества, огражденного от не санкционированного законом вмешательства.

Другим таким условием является правовое государство — государство, в котором законы принимаются и подвергаются изменению только правовым путем и распространяются равным образом на всех. Такое государство предоставляет человеку ту защиту от насилия, при которой только и может проявиться значимость его взглядов и воли, или демократия.

Демократия предполагает, далее, возможность открытой, ничем не ограниченной дискуссии. Чтобы последняя могла осуществляться на основе полной осведомленности, необходимы свобода прессы, собраний, свобода слова.

Демократия требует также существования политических партий. Демократия ярче всего проявляется в демократическом образе жизни. В этом случае в массе населения постоянно живо сознание свободы, оно всегда направлено на реалии этой свободы, и люди заботятся о том, чтобы сохранить ее. Они помнят, какой ценой была завоевана свобода. Демократия немыслима без либеральности. Она должна быть связана со свободой.

Осознание ценности свободы основной массой населения должно дополняться наличием у нее определенных привычек (этоса) совместной жизни, становящихся как бы само собой разумеющимся свойством человеческой натуры.

К числу таких привычек, в частности, относятся: уважительное отношение к закону, естественная гуманность в общении, уважение к правам других, внимание и готовность помочь, отказ от насилия над группами меньшинства, постоянная готовность пойти на компромисс в житейских вопросах и др.

Перечисление условий, при которых демократия остается эффективным инструментом свободного общества, показывает, что демократия не сводится ко всеобщему избирательному праву, отдающему власть победившему на выборах большинству.

Демократия всегда существует в определенном социальном контексте, поэтому естественно, что ее формы, размах и эффективность меняются с изменением этого контекста.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)