Дефицит ресурсов личности

Дефицит ресурсов личности (ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей):

  • духовность;
  • здоровье и ценности здорового образа жизни;
  • внешняя привлекательность;
  • общительность, способность к сотрудничеству;
  • активность;
  • интеллект, специальные способности;
  • целеустремленность и честолюбие;
  • высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера);
  • творчество, хобби;
  • профессиональная квалификация, дело (работа, учеба);
  • достижения;
  • любовь, дружба, значимые личные отношения;
  • жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению.

Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с зависимостью, незащищенность перед ней.

Дефицит социально-поддерживающих систем:

  • отсутствие родительской семьи;
  • неполная семья (отсутствие отца);
  • зависимая семья;
  • девиантная семья;
  • низкий социальный статус семьи;
  • семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи);
  • социальная изоляция;
  • отсутствие поддерживающей группы сверстников;
  • низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе);
  • отсутствие близких друзей;
  • отсутствие сексуального партнера;
  • общественная незанятость;
  • проблемная компания;
  • проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение:

  • состояние социально-психологической дезадаптации;
  • состояние фрустрации жизненно важных потребностей;
  • научение в референтной группе (на дискотеке, в школе);
  • провокация или давление со стороны.

Особенности отклоняющегося поведения (ОП):

  • ситуация, в которой впервые имело место ОП;
  • ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время;
  • степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм);
  • состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры);
  • что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы);
  • последующие события (состояние, мысли, действия);
  • реакция окружающих;
  • что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).

Заключение:

  • форма и степень выраженности ОП;
  • степень социальной дезадаптации;
    отношение к ОП самой личности;
  • поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы);
  • поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода);
  • ингибиторы (препятствующие условия);
  • ресурсы личности;
  • возможные пути преодоления (стратегия изменения);
  • формы и методы социально-психологической помощи.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)