Численность евреев во времена вавилонского кочевья

В 609 до н.э. египетский фараон Нехо по пути в Месопотамию прошёл через Иудею. Иудейский царь Иошияху зачем-то попытался неудачно помешать египтянам, за что и был убит. Несмотря на это, возвращаясь после победы над вавилонянами, Нехо возвёл на престол старшего сына Иошияху, Иоакима.

Но в 605 до н.э. вавилонский царь Навуходоносор разбил египтян, дойдя до Египета. В 598/97 до н.э., возвращаясь, Навуходоносор вошёл в Иудею. Сын Иоакима Иехония открыл перед вавилонянами ворота Иерусалима. Иудейский царь с семьей и свитой отправился в Вавилон, с ним и пророк Иехезкель, ставший одним из духовных руководителей кочевников.

(В Вавилоне они прекрасно устроились, что слеует из надписей, обнаруженных во дворце Навуходоносора: на клинописных табличках содержатся списки лиц, получавших от царского казначейства оливковое масло; среди них упоминается Иехояхин, царь Иудеи, его сыновья, некий «иудей Уримелех», садовник Шломияху, Самхияху, Книяху и др.)

На иудейский трон вавилоняне посадили дядю Иехояхина, Маттанию (Цидкияху), который в 588 г. до н.э. предал Вавилон и заключил союз с Египтом. Однако египтяне не стали помогать иудеям, и вавилоняне вернулись в Иерусалим (586 г. до н.э.) и казнизи сыновей предателя Цидкияху, а самого ослепили и отправили в Вавилонию. Иудейское царство перестало существовать, значительная часть его оставшегося населения переселилась в Вавилонию.

«Библия – единственный источник, в котором указаны даты изгнаний, численность и состав» кочевников: «в седьмой год правления Навуходоносора (598/97 г. до н.э.) – «три тысячи двадцать три иудея»; в восьмой год правления Навуходоносора (597 г. до н.э.) – изгнание Иехояхина; в восемнадцатый год правления Навуходоносора (587/86 г. до н.э.) – «из Иерусалима – восемьсот тридцать две души»; в двадцать третий год правления Навуходоносора (582/81 г. до н.э.) – «иудеев семьсот сорок пять душ».

Заметьте, в этой цитате авторы Еврейской энциклопедии почему-то ведут исчисление годами правления вавилонского царя Новуходоносора, а не аналогичными датами т.н. иудейских царей. Что, казалось, явилось бы более естественным для евреев. Тем более что их цари продолжали править Иудеей.

Заметим также, что максимальное переселение евреев – «3023 иудея» в 598/97 до н.э. – состоялось в качестве свиты царя Иудеи Иехинии. Оно не было насильственным, на иудейском престоле по-прежнему остался иудей – его дядя Маттания. Но оно было «значительной частью населения Иудейского царства».

Другие утверждения Библии, как-то, мол, вместе с Иехояхином, его матерью, женами и князьями в Вавилонию были отправлены семь тысяч или десять тысяч войска, тысяча «плотников и кузнецов»,

Еврейская энциклопедия обоснованно опровергает: «несомненно, библейское описание («все князья … все войско … все плотники и купцы…») является преувеличением, так как пришедший на смену Иехояхину царь Цидкияху продолжал осуществлять упорядоченную административную власть и выдержал полуторагодовую осаду Иерусалима вавилонянами что свидетельствует о достаточном административном и военном потенциале.

Численность изгнанников, указанная в Библии, неубедительна. Итоговая цифра всех пяти изгнаний, приводимая Иеремией, – 4 600 душ.».

О жизни кочевников в Вавилонии Библия сведений не даёт. В архиве семьи коммерсанта Мурашу, найденном в Ниппуре, упоминаются всего несколько десятков евреев. Названия мест, откуда, якобы, вернулись кочевники (Тель-Мелах, Тель-Харша, Крув, Адан и Имер и др.), не упоминаются в вавилонских источниках. В исторических документах нет свидетельств об отправлении культа Бога Израиля в вавилонском кочевье.

Армия персов, в 539 до н.э. под предводительством Кира разгромившая Вавилон, «освободила»-вынудила иудеев вновь вернуться в Иудею. О качестве жизни иудеев в Вавилоне говорит тот факт, что за 60 лет «пленения» их численность возрасла с 4 600 «плненённых» до 42 360 вернувшихся (и многие предпочли остаться в Вавилонии).

В отместку за такое «освобождение» через 72 года (462 до н.э.) оставшиеся в Вавилонии-Персии иудеи вырезали 75 000 лучших представителей персидско-вавилонского народа

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)