Человек – не вещь среди вещей

Бихевиоризм – направление в американской психологии – механистически рассматривает поведение человека как реакцию на внешние раздражители (стимулы или влияния). Как известно, советская психологическая наука отвергала бихевиоризм, обвиняя его в игнорировании активного начала личности в детерминации поведения, но в то же время заимствовала от него тезис о решающей роли внешнего воздействия.

Российский психолог С. Л. Рубинштейн, много писавший по проблемам детерминации человеческого поведения, полагал, что “внешние причины действуют через внутренние условия. Особенно важно это положение на уровне психического для преодоления интроспективного понимания внутреннего, хотя оно имеет важное значение на всех уровнях”.

Если причина – это то, что порождает, а условие лишь способствует появлению следствия, то ясно, что “диалектическое материалистическое понимание” в данном случае превращается в бихевиоризм с несущественным дополнением – признанием условий в виде внутреннего мира человека.

Положение, сформулированное С. Л. Рубинштейном (“внешние причины через внутренние условия”), стало почти общепризнанным, часто цитируется и поныне. Личность, рабски зависимая от внешних команд и иных объективных обстоятельств, вполне устраивала диктаторский режим. Личность низводится до уровня прочих вещей, наполняющих этот мир, до пресловутых “винтиков”.

Таким образом, как видим, тезис “внешние причины через внутренние условия”, преподносимый его адептами как высшее достижение “диалектико-материалистической” мысли, имел вполне определенный идейный и политический смысл, противоречащий гуманистическим теориям личности. Личность, наделенная сознанием, является творцом своих поступков и является их приоритетной причиной.

Об автономии личности в процессе детерминации поведения очень хорошо сказал В. Франкл: “Человек – не вещь среди других вещей. Вещи детерминируют друг друга. Человек же определяет себя сам. Или, скорее, он решает, позволит ли он себе быть определяемым…”. И еще: “Человек – не что иное, как то, чем он делает себя сам” (Ж.-П. Сартр).

Конечно, будучи открытой системой, личность постоянно испытывает на себе внешние воздействия. Случаются и экстремальные ситуации, подавляющие волю и сознание индивида. Но тогда и нет ответственности. Во всех иных случаях решает все-таки человек, и на Страшном суде будет спрошено не о внешней среде, а о нашем самоопределении на основании свободы каждого из нас.

Личность – не только продукт той социальной среды, в которой она формировалась. Есть в человеке что-то такое, что позволяет ему противиться самым неблагоприятным внешним влияниям. Что помогает человеку, бредущему в жизненной грязи, не запачкаться? Не знаю. Не нашел я ответа на этот вопрос ни в прожитых годах, ни в прочитанных мудрых книгах.

Может быть, душа вечная, дар Божий. Может быть – совесть или врожденный иммунитет против зла – непостижимая способность сохранять нравственную чистоту поступков и помыслов. Столь же явно и труднообъяснимо устойчивое стремление к злу и преступлению некоторых людей, выросших в благоприятной среде.

Обратимся к одному из ярких мыслителей прошлого века Фридриху Нищие: “Против учения о влиянии среды и внешних причин – внутренняя сила бесконечно важнее} многое, что представляется влиянием извне, в сущности есть только приспособление этой внутренней силы к окружающему. Совершенно тождественные среды могут получить прямо противоположное толкование и быть использованы в противоположном смысле…”^

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)