Будущее музыкознания

Проблема,касающаяся перспектив развития музыкознания, была поставлена в отечественной науке о музыке уже давно,но наиболее отчётливо – в 1988-1989 гг. в связи с обсуждением на страницах журнала «Советская музыка» темы: «Музыкальная наука: какой ей быть сегодня?». Практически все участники обсуждения этой темы сошлись на мысли о том, что будущее музыкознание должно стать чем-то вроде обобщённой теории музыки, включающей в себя теоретическое, историческое, психологическое и пр. знание о музыкальном искусстве. Так, например, Вячеслав Медушевский говорит: в науке обозначился «интерес сейчас не столько к отдельным дисциплинам, сколько к цельной картине устроения музыки и её роли в современной ситуации». А вот мнение Михаила Мугинштейна: «В преддверии XXI в. на горизонте уже чудятся контуры некоего синтетического музыковедения, где наука чудесным образом сливается с искусством, а стихия искусства – со стихией самой жизни!». В конечном счёте, участники обсуждения проблемы пришли к выводу о том, что будущей наукой о музыке, своеобразным синтетическим музыкознанием, выступит философия музыки. Так, Вячеслав Медушевский подчёркивал: «Музыковедение ощущает себя ныне не только наукой. В нём явственно зазвучали философские нотки…». Ещё более определённо на это указал Изалий Земцовский: для музыковедения сегодня «особенно важна философия. Я бы даже предсказал актуальность развития философии музыкального анализа».

Думается, что предложенное прогнозирование было абсолютно верным, поскольку в настоящее время очевидно, что музыка представляет собой объект, требующий философского осмысления.
Такое суждение обусловлено осознанием музыки как сложного художественного образования, несущего информацию о различных аспектах (гранях и т.д.) бытия, в силу наличия в звуковой материи музыки трёх уровней звучания: физико-акустического, коммуникативно-интонационного и духовно-ценностного. При этом мы хотели бы подчеркнуть, что речь  идёт именно о философии музыки – собственно философии, не эстетики.

Последнее связано с особыми возможностями музыки в выражении ею «конечных тайн» бытия. Это подтверждают философские работы о музыке отечественных и зарубежных авторов: Н.О. Лосского, Б.В. Асафьева, А.Ф.Лосева; Т. Адорно и др. Вот что, например, пишет Н.О. Лосский: «Не только отдельные переживания, но и вся неисчерпаемая единственная в мире индивидуальность живого существа со всем ароматом её своеобразия может чудесным образом присутствовать в звуке и в нём становиться доступною восприятию других существ».

Мы полагаем, что философия музыки, как будущая синтетическая наука о музыкальном искусстве, позволит продвинуться в постижении «конечных тайн» музыкального творчества, а вместе с тем – и бытия в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)