Понятие блогов

Блог (blog) — это сокращение от «weblog», «сетевой журнал» (журнал не в значении «периодическое издание», а в значении «судовой журнал», «дневник»). По форме это страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в Сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный комментарий.

Веблог — это информационно наполненный дневник, очень авторский жанр. Авторы веблогов — блоггеры — как правило, пишут о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, а также комментируют публикации в Интернете, давая к ним гиперссылки.

Идеологически подкованные блоггеры считают себя ре- волюционерами, способными изменить информационный ландшафт мира. Они утверждают, что традиционные СМИ либо намеренно, либо в силу своего «невежества» игнорируют важные события и социальные явления — например движение антиглобалистов. Блоггеры же способны публиковать любую информацию.

А. Васильев приводит удачное сравнение: «Журналистика блоггеров по сравнению с привычными СМИ — это все равно что живопись импрессионистов по сравнению с греческими и римскими профилями в исполнении академических художников».

Основываясь на наблюдениях за развитием движения блоггеров, многие известные сетевые деятели делают пред- положения о том, что однажды веблоги затмят традиционные СМИ. Так, Дейв Вайнер (по мнению многих — создатель первого веблога) считает, что к 2007 году веблоги как источник новостей обойдут The New York Times. Далее он утверждает:

«Мы возвращаемся к тому, что я называю любительской журналистикой: созданной с любовью к процессу письма, без ожиданий финансовой компенсации. Когда «Таймc» пишет о моей индустрии, обычно рассказываются три истории: Майкрософт — это зло, Java — это будущее, и Apple мертв. Все другие истории — это вариации этих трех.

Скучающие читатели ищут альтернатив, но их нет, потому что место на бумаге ограничено, чтобы представить другие точки зрения».

Честь создания первого веблога принадлежит якобы Дейву Вайнеру, чей сайт-веблог Scripting News с 1997 года рассказывал о новинках в области компьютерных технологий — однако с этим можно поспорить.

Название  ничего не меняет, восход Солнца тоже можно называть «санрайзом» и утверждать, что в первый раз он наблюдался на территории Соединенных Штатов Америки. Если подходить к этому с точки зрения содержания, то у нас веблоги назывались обзорами, или обозрениями.

Достаточно вспомнить заметки Александра Гагина в «Паравозов News», выходящие с 6 ноября 1996 года — они обладают всеми признака- ми веблога: короткие комментарии к каким-нибудь ссылкам в Сети или событиям в мире.

Веблоги — это только одна из разновидностей авторских проектов. Веблог не является чьим-то изобретением, они возникали много раз и во многих местах спонтанно и почти с самого начала появления Интернета — американцы только дали название этому феномену, обратили внимание на него.

Аудитория Интернета растет. Это означает, что потенциально все больше и больше проектов могут быть востребованы, причем «востребованность» для авторских проектов — понятие относительное: кому-то хватает посещаемости и ста человек в день, а кому-то и трех тысяч мало.

Однако значение «блогов» сильно преувеличивают, это — всего лишь очередной бум, как бум с домашними страницами, веб-обозрениями, и вот теперь — с блогами. Тот факт, что ныне создать свой собственный блог можно за несколько минут, и то, что потенциально ваш блог может увидеть огромное количество пользователей, еще не гарантирует популярности вашему блогу: аудитории есть кого выбрать помимо вас.

Тем не менее бум блогов в самом разгаре. Индивидуальность и субъективность ставятся во главу угла. При этом часто игнорируется информативность, а количество пишущих в блоги, вероятно, больше количества читающих. Как и в случае с любой модной «штучкой», преобладание количества над качеством очевидно.

Электронные версии обычных изданий эксплуатируют автоматизацию, поэтому хороши тем, что предоставляют пользователю различные сервисы, которыми не обладают

«нормальные версии» (удобный архив, поиск, подписка по электронной почте). И те и другие в той или иной мере интерактивны: на них существуют форумы, где посетители сайтов могут высказывать свое мнение. Однако реально это мнение зачастую не востребовано.

Если это новостной сайт, то мало кого интересует мнение отдельного человека на безлично изложенную новость. Если это электронная версия, то автор материала может отреагировать на отзыв, но только в форуме — потому что для реакции в электрон- ной версии эта реакция сначала должна пройти через печать, что практикуется нечасто.

Получается, что электронная версия традиционного СМИ не совсем удобна для конечного автора: у него нет возможности установить диалог с аудиторией. Электрон- ная версия хороша для получения отзывов о работе редакции и потому представляется более удобным аналогом чи- тательской почты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)