Безопасность как социальное явление методология анализа

В настоящее время в науке и политике кардинально изменился взгляд на безопасность, которая вышла за рамки понимания только военного понятия. Больше внимания стало уделяться невоенным аспектам безопасности. Возникло понимание того, что сейчас необходимо противостоять серьезным опасностям одновременно в нескольких направлениях: политическом, экономическом, социальном, экологическом, военном, научно-техническом, информационном и др.

Основанием для конституирования различных видов национальной безопасности (экономической, социальной, экологической, военной и т. п.) является комплекс объективных предпосылок:

  • потребность социума в защищенности для сохранения и развития общества и государства, а также жизненно важных объектов и ценностей (природных и социальных);
  • уязвимость людей и жизненно важных объектов без создания соответствующей системы безопасности;
  • правовое закрепление национальной безопасности в рамках соответствующей концепции, политики и стратегии.

Потребность в безопасности относится к числу первостепенных, основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление обезопасить важные жизненные аспекты является одной из причин формирования специальных институтов (армии, полиции, службы охраны от стихийных бедствий и т. п.), ряда международных организаций, включая ООН, призванных предохранять народы от войн и ракетноядерного апокалипсиса.

В этом выражается закономерная логика: от защиты больших социальных общностей – к защите каждого индивида как важнейшей самоценности. Если военная безопасность обеспечивает территориальную неприкосновенность и целостность, свободу и независимость государства, экономическая безопасность – сохранение и развитие хозяйственного механизма, экологическая – безопасность природы, то социальная служит защите человека, людей как высшей ценности любой страны. Перечисленные виды безопасности, занимая фундаментальную роль, защищают человека как бы косвенно, опосредованно.

Интересно
Внимание к проблемам безопасности проявляется постоянно, но особенно обостряется на крутых поворотах истории. Так происходит и в настоящее время, когда многие вопросы рассматриваются не только на национальном, но и глобальном уровне перед лицом реальной альтернативы – самоуничтожения человечества или его устойчивого развития при сохранении баланса с природной средой. Поэтому вопросы национальной безопасности отдельных государств, коллективной безопасности регионов и всего мира в целом вновь обсуждаются во многих странах и на международных форумах.

В настоящее время представления о национальной и коллективной безопасности расширились и включают не только традиционные аспекты военной безопасности (защита от возможной внешней вооруженной агрессии), политической или государственной безопасности (защита существующего строя и формы власти), но и экономической безопасности (достаточный для удовлетворения потребностей общества уровень промышленности и сельского хозяйства), экологической безопасности (защита от прилюдных или антропогенных разрушительных сил и пагубных последствий нарушения природного баланса), популяционной и медикосанитарной (эпидемиологической) безопасности, которая неразрывно и сложно связана с биологическими основами человеческого организма и социальными условиями его существования, а также ряд других аспектов.

Они устойчивы и инерционны, в силу чего разрушаются последними, а восстанавливаются (если вообще восстанавливаются) с большим трудом и спустя длительные сроки. Именно поэтому в критические моменты они оказываются решающими. Понимание и даже определение аспектов национальной и коллективной безопасности еще не устоялись, но в итоге суть национальной безопасности и ее уровень зависят от количества и качества народонаселения, от его устойчивого развития.

Количественный фактор важен потому, что большие (многочисленные) народы могут успешнее и лучше, чем малые, защитить себя и свои интересы и от внешнего противника, и от природных катаклизмов. Поэтому так важна динамика и направленность демографических процессов (рождаемости, смертности, миграций).

Не менее важно и качество, которое лучше и полнее всего определяется уровнем здоровья населения как «состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов» (Устав ВОЗ). Это понятие применимо к отдельному человеку, к семье или ко всему обществу. Однако показатели и методы оценки индивидуального и общественного здоровья весьма различны. Как отдельно взятая личность, так и малообразованное население, если оно ослаблено, истощено, страдает от эпидемических и других болезней, имеет значительно меньший запас прочности и потенциал здоровья. Безопасность в научной литературе рассматривается главным образом как прикладная, а не всеобщая гуманитарная категория, относительно самостоятельное социальное понятие.

Понятия «опасность» и «безопасность» пока еще не обрели статус научной категории. Хотя сегодня вопрос о социальных, духовных угрозах в России стоит особенно остро.

Ранее считалось, что безопасность – это защищенность общества от военной угрозы, охрана государственных границ и секретов, борьба с подрывной деятельностью и с инакомыслием. Помимо перечисленного, это еще защита от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, происходящих в природе и в области техники (техногенные аварии и катастрофы), а также в результате антропогенного воздействия на окружающую среду, что по масштабу соизмеримо с природными процессами.

При этом социальные, политические, правовые и духовнонравственные представления и чувства личности оказались на втором плане. Социальная же безопасность, основанная на выживаемости человечества, является фундаментальной категорией, общим понятием. Вне человека, его природной и социальной среды обитания и жизнедеятельности само понятие безопасности теряет всякий смысл. Осознание состояния реальных опасностей и угроз – одно из важнейших и необходимых условий индивидуального и общественного существования человека, его становления, сохранения и развития.

Безопасность – динамичное явление, требующее постоянных усилий, способствующих устранению несправедливости и угроз в развитии человечества. Рассмотрим характер и источник этих угроз. Прежде всего, это недооценка государством, обществом результатов достижений науки, образования, культуры, их места и роли в духовной сфере.

В связи с чем социальное настроение специалистов и ученых будет обусловлено ненужностью и невостребованностью реального образования и высокой науки. Духовный нигилизм, охвативший общество, опасен и может привести к обвальному падению значимости интеллектуального труда как социальной и духовной ценности для всех слоев общества. Отсутствие потребности в знаниях и образовании, особенно потеря к ним интереса у молодежи, порождает интеллектуальную ущербность личности, снижает уровень ее общей культуры, примитизирует нравственные ориентиры, ведет к падению профессионализма.

Фундаментальная наука и образование вносят незаменимый вклад в удовлетворение материальных и духовных потребностей, участвуют в формировании мировоззрения, в уяснении человеком своего места в сфере труда, природе, обществе. Наука и образование являются неотъемлемой частью производства и культуры, мощными средствами, обеспечивающими безопасность мировой цивилизации.

Серьезной социальной угрозой также является и манипулирование общественным сознанием с помощью средств массовой информации – прессы, радио, телевидения. Дезинформация, пропаганда насилия и игнорирование приоритета трудовой деятельности стали всеобщей опасностью для населения нашей страны. Снова возникли страхи, отнимающие у людей жизненные силы и обременяющие сознание любого разумного человека. Например, страх потери работы, болезни и необеспеченной старости, опасения за личную жизнь, семью, детей, за судьбу Родины.

Каждое общество имеет систему ценностей, определяющую его существование и развитие. В ней есть ценности, которые носят не преходящий, а универсальный, устойчивый характер. Среди них особое место принадлежит безопасности. В.И. Даль определяет это понятие как «отсутствие опасности, сохранность, надежность». В этой связи следует подчеркнуть, что безопасность как состояние сохранности и надежности предполагает поддержание определенного баланса между негативным воздействием на субъект окружающей его среды и его способностью преодолеть это воздействие либо собственными ресурсами, либо при помощи соответствующих, специально для этого созданных политических и иных структур.

Составители энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон в 1891 г. характеризовали личную и имущественную безопасность как главнейший диалог человеческого развития и указали три категории опасностей, для предупреждения которых и создается безопасность в стране:

  • угроза определенному лицу, государству и обществу;
  • угроза непосредственно правительству;
  • угроза отдельному гражданину.

Безопасность – одна из основополагающих категорий политической науки. Ее анализ можно встретить у таких известных авторитетов политической науки, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс и др. Н. Макиавелли писал, что существуют две причины, побуждающие народ к свободе: небольшая часть народа желает быть свободной, дабы властвовать, все же остальные, а их подавляющее большинство, стремятся к свободе ради своей безопасности. В литературе выделяются два основных подхода к пониманию феномена безопасности.

Первый подход исходит из объектного понимания безопасности как проявления объективной природы объектов сохранять устойчивость при различных отрицательных влияниях. Именно в этом контексте безопасность понимается как определенное свойство (атрибут) системы. В настоящее время распространенным является понимание безопасности как формы саморегулирования системы, которое позволяет ей сохранить свое качество.

Результатом отождествления безопасности с саморегулированием является энтропийное и гомеостатическое понимание безопасности. Энтропийное понимание безопасности базируется на понимании энтропии как части внутренней энергии замкнутой системы, в качестве меры внутренней неупорядоченности системы. При этом безопасность и устойчивость системы рассматривается как определенная зависимость от направленности и динамики энтропийных процессов.

Гомеостатическое понимание безопасности основывается на понятии гомеостаза как совокупности реакций, направленных на устранение или максимальное ограничение действия различных факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды, определяющего устойчивость системы. Безопасность здесь понимается как устойчивое состояние системы, возникающее в результате поддержания равновесия с окружающей средой. Однако отождествление безопасности с гомеостазом приводит к отрицанию развития, которое нарушает равновесие существующего состояния системы.

Второй подход основывается на признании субъектного характера феномена безопасности, который составляет основу деятельностных, ценностных и других определений этого понятия. Однако некоторые исследователи рассматривают феномен безопасности как производный от социального интереса. Основа понимания феномена безопасности формируется в изучении природы безопасности как единства формы и содержания, без шаблонов однобокости в его определении.

Понятие «безопасность» принадлежит к числу наиболее употребляемых понятий политологической мысли. Так, безопасность, в зависимости от культурных контекстов, может предполагать: обеспеченность, уверенность, страховку, спокойствие, отсутствие угроз.

Безопасность необходимо рассматривать, прежде всего, как сочетание трех явлений:

  • как отсутствие опасностей и угроз;
  • как степень устойчивости к возникающим угрозам, определенный иммунитет, запас прочности тех или иных объектов;
  • как способность и готовность защищаться или устранять эти угрозы и восстанавливать статускво.

Таким образом, безопасность – это состояние жизнедеятельности социума, его структур и институтов, гарантирующее их качественную определенность в параметрах надежности существования и устойчивости развития. Безопасность – это положение (состояние), при котором на некий объект не могут воздействовать факторы опасности и угрозы. Но такое практически недостижимо, потому что абсолютного отсутствия опасности достичь невозможно. В реальной жизни опасность самого различного характера всегда существовала и будет существовать.

Ее можно разделить по масштабу:

  • частная (ограниченная по отношению к отдельным людям, объектам и т. п.);
  • локальная, всеобщая и глобальная.

Поэтому целесообразно говорить об уровнях безопасности, величине, которая выражает степень реальной возможности воздействия на объект факторов опасностей и угроз, характеризует результат столкновения двух противоположно направленных сил: факторов опасностей, угроз и мер, противостоящих этим факторам.

В соответствии с видами опасности, пространственногеографическим взаимодействием социальных организмов связано наличие следующих относительно самостоятельных геополитических уровней безопасностей:

  • международная (всеобщая, глобальная) безопасность;
  • международная региональная безопасность;
  • национальная (страновая) безопасность.

В политической науке за рубежом много лет оперируют понятием «национальная безопасность». Наиболее полно концепция национальной безопасности разработана политологами США, а сам термин появился в политическом лексиконе в начале ХХ в. Источник понятия «национальная безопасность» западные авторы видят в теории «национальных интересов». Этот подход впервые был предложен видным американским социологом У. Липпманом, который в 1943 г. отмечал, что государство находится в состоянии безопасности, когда ему не приходится жертвовать своими интересами. При этом под национальными интересами понимаются такие, по которым страна ни в коем случае не пойдет на компромисс, а при необходимости готова будет вступить ради их обеспечения в войну.

Значительный вклад в разработку теории национальной безопасности внесли Б. Броуди, М. Гальперин, Г. Канн, Г. Киссинджер, Г. Моргентау, Дж. Шлесинджер и др. В настоящее время проблема национальной безопасности является центральной в исследовательской деятельности школы «стратегического анализа» Запада.

В теорию и практику России понятие «национальная безопасность» стало входить с начала 1990х гг. Термин «национальная» в данном случае не несет национальноэтнической окраски. Нация в данном контексте понимается как территориально государственная общность, основанная на устойчивых социальнополитических, экономических, культурных и иных связях. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ, национальная безопасность определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».

Итак, безопасность – это не благо, дарованное извне в виде защиты, охраны, а имманентное свойство отдельной личности, общества, государства. Специфика безопасности определяется спецификой опасностей и угроз и средствами реакции на них. Национальная безопасность должна рассматриваться не как состояние прочности, стабильности, незыблемости, а как системное свойство страны, которое позволяет ей прогрессивно развиваться в условиях существования рисков, неопределенностей, вызовов и опасностей.

В методологии подхода к анализу проблемы национальной безопасности просматриваются два направления. Одно определяет ее через силу, т. е. через преобладание мощи страны над другим государством или группой стран. Другое решает проблему с позиции взаимодействия государств, т. е. рассматривает укрепление национальной безопасности сквозь призму создания оптимальных условий развития всей системы международных отношений.

Национальная безопасность представляет собой сложную многоуровневую систему, которая формируется под действием множества факторов. В их числе географические, природноклиматические, демографические, социальнополитические, экономические, военнополитические, этнические, нравственноэтические и иные условия, культурные, национальные, религиозные традиции.

Основными субъектами этой системы являются личность как биосоциальная система, социальная группа (по классификации недавнего прошлого – класс, социальная прослойка), общество, государство, народ.

Таким образом, необходим целостный, системный подход к исследованию феномена национальной безопасности, источников ее формирования и развития, внутренней структуры, условий обеспечения эффективности. Национальная безопасность – вид безопасности на уровне отдельных стран, при котором исключается угроза войны и посягательств на суверенитет страны, ее независимость и территориальную целостность. Этот вид безопасности предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие внешнего вмешательства в его дела. Важным элементом безопасности страны является защита прав человека, обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности общества.

В начале XXI в. существенно расширяется и приобретает значительное многообразие спектр опасностей, угрожающих самому существованию человечества и государств, в том числе и России.

Основанием для конституирования различных видов национальной безопасности (экономической, социальной, экологической, военной и т. п.) является комплекс объективных предпосылок:

  • настоятельная потребность (интерес) людей, социальных групп, обществ, государств, мирового сообщества в системе безопасности для сохранения и развития самих себя, а также жизненно важных объектов и ценностей (природных и социальных);
  • нарастающая уязвимость людей и жизненно важных объектов без создания соответствующей системы безопасности;
  • наличие широкого круга чрезвычайных опасностей, которым должна противостоять система безопасности;
  • правовое закрепление данного вида национальной безопасности, наличие соответствующей концепции, политики и стратегии.

Установлено, что потребность в безопасности относится к числу первостепенных, основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности стало одной из причин формирования специальных институтов (армии, полиции, службы охраны от стихийных бедствий и т. п.), ряда международных организаций, включая ООН, призванных предохранять народы от войн, особенно ракетноядерного апокалипсиса. В п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы Росси определены как объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития.

В отечественной политологической литературе термин «национальные интересы» стал употребляться сравнительно недавно и трактуется неоднозначно. В то же время для многих зарубежных исследователей и действующих политиков, например из США, его значение практически давно однозначно – «национальные интересы» сродни «государственным интересам».

Проанализировав содержание продолжающейся научнотеоретической дискуссии среди российских исследователей, можно выделить следующие подходы к трактовке национальных интересов. Сторонники одного из подходов рассматривают национальные интересы как этнические и предлагают использовать данный термин преимущественно для отражения интересов национальной общности или социальных групп, объединенных специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной однородности.

В этом контексте национальные интересы рассматриваются как этнонациональные, включенные в структуру государственных интересов. Такой подход вполне приемлем, но только применительно к этнополитической сфере. Сегодня нет ни одной развитой нации, которая не была бы полиэтнична. Разумеется, применительно к таким государствам, как Россия, это теоретически актуально и практически оправданно.

Вместе с тем в научном плане отождествлять понятия «национальные интересы» и «государственные интересы» неправомерно. Авторы второго подхода используют термин «национальные интересы» при характеристике приоритетов внешней политики Российского государства. Несовершенство этого подхода состоит в том, что за рамками «национальных интересов» в этом случае остается не менее, а даже более важная их часть, связанная с внутренними проблемами россиян, государства, российского общества в целом.

Сторонники третьего подхода руководствуются тем, что «национальными интересами» может обладать нациягосударство со значительной степенью независимости гражданского общества от государственных властных структур. Эта позиция интересна и не вызвала бы сомнений, если бы речь шла об идеальном правовом государстве. Хорошо известно, что в правовом государстве имеются и эффективно функционируют механизмы волеизъявления народа, что позволяет государству выступать носителем и выразителем истинно национальных, а не корпоративных (групповых) интересов. В иных случаях (т. е. в условиях отсутствия зрелого правового государства) государство может выражать корпоративные интересы различных социальных общностей и даже преимущественно собственные бюрократические интересы.

И наконец, многие отечественные и зарубежные исследователи рассматривают «национальные интересы» как собирательное понятие и сближают их с интересами государства. По их мнению, в реальной жизни действуют достаточно постоянные факторы экономического, политического, духовного, геополитического, конфессионального, национального характера, которые при самых разных обстоятельствах формируют национальные интересы государства.

Стоит отметить, что приведенная точка зрения во многом отражает специфику России и в силу этого заслуживает особого внимания. Дело в том, что в реальной практике национальные интересы всегда опосредованы и обусловлены целями и интересами главного субъекта общественной и политической жизни – государства. Это подтверждается всей многовековой историей России, а также результатом исследований многих отечественных ученых.

Например, указывая на этот факт, известный русский философ И.А. Ильин подчеркивал, что государство имеет дело «исключительно с общим всенародным интересом, ибо частный и личный интерес граждан может постольку приниматься в расчет, поскольку он может быть востребован и истолкован как интерес общий и всенародный». Таким образом, главная задача состоит в том, чтобы в этих интересах были аккумулированы интересы личности, различных социальных групп и общностей, общества и самого государства.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что национальные интересы – это объективно существующие, осознанные потребности, ценности и установки личности, общества и государств, связанные с обеспечением безопасности во всех сферах жизнедеятельности общества, его устойчивого и динамичного развития на длительную перспективу.

Интересно
Национальные интересы имеют объективносубъективную природу. Объективная природа обусловлена реальными потребностями личности, общества и государства в обеспечении экономической, политической, социальной и духовнонравственной стабильности в обществе, прочного внутреннего и внешнего суверенитета государства, его территориальной целостности и международного авторитета.

Субъективная сторона национальных интересов состоит в том, что их носителями и конкретными выразителями являются индивиды (личности), государство и общество с присущими только им социальными ценностями и потребностями, устремлениями и установками в обеспечении эффективной безопасности во всех сферах жизнедеятельности. Так, интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества включают в себя: упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения, экономический прогресс и духовное возрождение России. Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии межгосударственного сотрудничества на основе взаимовыгодности и партнерства.

В п. 30. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу составляют:

  • укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации;
  • укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
  • повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны;
  • сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовнонравственных ценностей;
  • повышение конкурентоспособности национальной экономики;
  • закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.

Национальной безопасности присущи все признаки системности: целостность, взаимосвязь, взаимодействие структурных компонентов ее составляющих, их координация, субординация и т. д. Понятие «целостность» выражает интегрированность, самодостаточность, автономность объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью. Оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития.

В зависимости от местонахождения источника опасности национальная безопасность может подразделяться на два типа – внутреннюю и внешнюю. Каждый из видов безопасности является подсистемой, которая в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим.

Наряду с представлениями об элементах национальной безопасности, в нее, как систему, входят и представления о структуре безопасности. Структура системы безопасности – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами, обеспечивающими его целостность. Качество системы национальной безопасности определяется, вопервых, ее элементами (подсистемами) и, вовторых, структурой, т. е. их взаимодействием.

В структуре безопасности один из самых сложных вопросов – соотношение ее компонентов. Все компоненты находятся в органической взаимосвязи. Без взаимодействия нет системы безопасности. Взаимодействие – это категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.

Взаимосвязи между элементами, уровнями системы, между самими системами, как известно, могут быть различными: постоянными и переменными, необходимыми и случайными, устойчивыми и неустойчивыми, взаимостимулирующими и взаимодействующими.

Взаимодействие – не только совместные и согласованные действия, а вид отношений и связей объектов между собой. Любое взаимодействие состоит из двух компонентов: единства и борьбы взаимодействующих сторон либо их содействия, которое является формой единства, но не сводится полностью к нему.

Единство системы безопасности проявляется в динамической связи, взаимообусловленности ее структурных элементов, в неразрывности составных частей общей безопасности, в невозможности ее достичь посредством усилий в одной только сфере, не принимая во внимание другие составные части. Эта динамическая связь существует между всеми элементами системы безопасности. Вместе с тем в общей системе эти элементы не равноценны. Их место и роль определяются степенью внешних и внутренних угроз.

К структурным компонентам системы обеспечения национальной безопасности относятся:

  • субъекты и объекты системы обеспечения национальной безопасности;
  • взгляды, цели, принципы, концепции, доктрины безопасности (в каждой из сфер жизнедеятельности общества);
  • соответствующие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере обеспечения каждого из видов безопасности;
  • силы, средства, служащие обеспечению видов безопасности; жизненно значимые интересы общества, государства и личности как отражение объективных экзистенциональных потребностей личности, общества и государства;
  • информация, дающая представление об опасностях и угрозах экзистенциональным потребностям личности, общества и государства;
  • методы и способы, а также деятельность по обеспечению безопасности и ее результаты.

Компоненты системы национальной безопасности отражают основные связи структурных компонентов, возникающие в процессе ее функционирования.

Среди них можно выделить:

  • организаторский – реализацию какоголибо управляющего воздействия на элементы системы с целью придания согласованности действиям;
  • коммуникативный – установление целесообразного взаимодействия между структурными компонентами системы в процессе ее функционирования с помощью передачи информации;
  • конструктивный – отбор и композиционное построение воздействия на систему на каждом этапе достижения целей, а также определение особенностей деятельности по обеспечению конкретного вида безопасности в конкретных исторических условиях;
  • проектировочный, включающий программирование и прогнозирование деятельности для достижения целей системы;
  • гностический – накопление и анализ новых знаний.

Таким образом, под системой обеспечения национальной безопасности мы будем понимать специально созданную в стране совокупность взаимодействующих субъектов, их официальных взглядов, концепций и доктрин, закрепленных соответствующими правовыми нормами, а также сил, средств, способов и направлений, гарантирующих качественную определенность социума, его структур и институтов в параметрах надежности существования и устойчивости развития посредством исключения опасностей и угроз.

В составе системы конкретного вида безопасности взаимодействуют несколько крупных подсистем:

  • институциональная (организационная),
  • регулятивная (нормативная),
  • функциональная,
  • информационнокоммуникативная,
  • культурноидеологическая.

Охарактеризуем некоторые из них. Институциональная подсистемам – это «каркас», «несущая конструкция» системы безопасности, которой принадлежит ключевая роль в системе безопасности. Именно здесь создается нормативноправовая база, определяющая условия, возможности и пределы функционирования этой системы, вырабатываются условия, обеспечивающие эффективность функционирования механизма обеспечения безопасности, формы взаимодействия с другими подсистемами национальной безопасности, а также международными системами безопасности. В ней также определяются цели и направления функционирования этой системы.

Поскольку национальная безопасность – это системное свойство, то она имеет целый ряд составляющих элементов, сторон, граней, отражающих все многообразие внутренних и внешних, существенных и несущественных, необходимых и случайных связей и отношений. В соответствии со сферами жизнедеятельности (в горизонтальном срезе) в национальной безопасности можно выделить следующие структурные виды: политический, экономический, экологический, социальный, информационный, духовный, военный и др.

Основанием для конституирования различных видов национальной безопасности является комплекс объективных и субъективных предпосылок:

  • потребность людей, социальных групп, общества, государства, международного сообщества в том или ином виде безопасности для сохранения и развития самих себя, а также жизненно важных социальных и природных ценностей и объектов;
  • расширение спектра опасностей и угроз, рисков и вызовов, которым и должна быть противопоставлена та или иная система безопасности;
  • осознание уязвимости людей, их жизненно важных интересов без наличия той или иной системы безопасности;
  • политикоправовое признание и закрепление того или иного вида безопасности;
    наличие соответствующих концепций, политики, стратегии. Расширение содержания безопасности – не произвольный акт.

Безопасность всегда была, есть и будет многомерным понятием. Однако каждый из элементов ее структуры имеет конкретноисторическое содержание и свою меру. От признания единственного вида безопасности – военного, долгие годы доминировавшего в жизни человечества, практически все государства пришли к пониманию множественности видов безопасности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)