Базовые основы структурных реформ на китайских территориях: горизонты прогнозирования и планирования мега проектов

Президент Академии общественных наук Китая, Ван Вэйгуан утверждает: «Нация имеет перспективы лишь тогда, когда у нее есть мечта». Китайская мечта «великого возрождения китайской нации» воспринимается через призму следующих семи аспектов, сформулированных руководством и учеными КНР:

– мощность в областях экономики, политики, науки и военной силы;
– стабильность, как отсутствие беспорядков, полная социальная уверенность;
– богатство, при котором люди живут в достатке;
– гармония, как дружественные отношения между всеми социальными слоями и национальностями;
– цивилизованность, проявляющаяся в справедливости, богатой культуре и высокой нравственности;
– красота, как прекрасная окружающая среда, низкий уровень загрязнения, современные города и природные пейзажи;
– инновации в широком смысле, как наличие передовой науки, блестящего искусства и инновационной продукции.

Даже на фоне эскалации последствий глобального финансового кризиса в китайской экономике наблюдается стабильный прирост, достигнуты существенные сдвиги в проведении реформ, затрагивающих важнейшие области.

Рост неразрывно связан с процессом непрерывных технических инноваций и реструктуризации производства. Страна и в течение последних лет (2010-2014 гг.), сохраняет среднегодовой рост ВВП до 8%. Для сравнения, темпы роста экономики Бразилии и Индии, за этот же период, имеют показатель, около 3%, снизившись с 7,5% и 10,5%, соответственно.

Руководство КНР определяет составляющие успеха наличием духа «вколачивания гвоздей», который проявляется в следующем поведении. Определив задачу, следует шаг за шагом идти вперед и добиваться успеха в процессе реальной практической работы (что образно напоминает вколачивание гвоздей).

При этом не следует проявлять торопливость, а обеспечивать стабильность процесса. Важен конечный результат реформ, которые имеют смысл лишь в том случае если они: ведут к росту производства; повышают жизненный уровень народа; умножают совокупную мощь государства.

К сожалению, даже в сложнейших современных условиях, наши чиновники не спешат перенимать положительный опыт самого перспективного партнера России – Китая.
Для осмысления современной ситуации, в которой оказалась страна, полезно взглянуть на положение дел с историко-экономических позиций, через призму мыслей, изложенных в работах С.Ю. Витте.

Витте в своем исследовании, приводит следующую мысль: «Экономика должна принимать идею национальности за точку отправления и поучать, каким образом данная нация при настоящем положении всего света и при наличии особых условий, в которых она находится, может сохранять и улучшать свое экономическое положение».

Приводя поучительные примеры из истории развития различных наций, С.Ю. Витте предостерегает от несчастья тех, кто не сумел понять, и проникнуться основными идеями взлетов и падений наций.

Но вернемся, к примеру, современного Китая, который, по данным Международного валютного фонда, в 2014 году, обогнал США по размерам ВВП. КНР занимает первое место в мире по экспорту. Одновременно, крупнейшие китайские компании поднялись до мирового уровня, особенно в сфере высоких технологий, таких как электроника и информационная техника.

Кроме того, Китай привлек огромный иностранный капитал. Но как отмечают исследователи, прибыль от этих инвестиций совсем незначительна, Китайский отрицательный опыт в плане получения низкой прибыли, в полной мере подтверждает слова генерального директора ВТО Паскаля Лами, о том, что транснациональные корпорации, развитые страны контролируют высокоуровневые звенья в цепочке ценностей, и получают самый большой доход от добавленной стоимости.

В связи с изложенным, руководством КНР поставлена цель перед чиновниками, представителями бизнеса и населением стать «мировой лабораторией», начиная с осуществления промышленной революции, которая позволит стать лидерами в сфере передовых технологий и производственных отраслях.

Обеспечить прорыв призваны инвестиции в дорогостоящую и высоко рисковую работу по разработке и освоению новых и высоких технологий на местах. Достаточно показательно, что в 1998 США контролировали 25% рынка мирового хайтека, а Китай – 10%. Теперь доля Китая превосходит долю США более, чем в два раза.

15 лет назад Китай был четырнадцатым по количеству научных публикаций. Теперь ожидается, что он обойдет, США и станет первым. Одним из подтверждений является показатель количества докторских степеней в технических науках, который в Китае удвоился в последние годы, обогнав США.

Для сравнения китайской и российской ситуации в научной сфере, приведем данные, которыми апеллировал ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Садовничий В. А. в выступлении на заседании Государственного Совета: «У нас огромная аспирантура, не только в России, не только в МГУ, но и в других университетах, и в Академии.

Только 15 процентов аспирантов желают сейчас заниматься наукой, хотя раньше аспирантура была по определению кузницей кадров. Причины они называют разные: мотивация, зарплата, востребованность и так далее».

Полтерович В.М. более резок в оценках. Он уверен, что «проводимые в настоящее время реформы образования и науки не только не способствуют решению проблемы, но усугубляют положение», в то время как Россия «испытывает острый дефицит высококвалифицированных кадров, усугубляемый утечкой мозгов».

Результаты наших исследований подтверждают оценки, данные академиком. Но кроме просчетов, допущенных при формировании элементов научно-образовательной составляющей НИС, к сожалению, выявляются и действия, определенной части чиновничества и бизнеса, не способствующие укреплению национальной безопасности.

Историко-экономический подход позволяет заглянуть в прошлое, и установить, что поток добровольной эмиграции в азиатские владения России в начале ХХ века абсолютно доминировал над эмиграцией в дальнее зарубежье. Так переселенческий поток в Сибирь был выше суммарной эмиграции за рубеж на 32%.

И опять пример китайского подхода. В выступлении на Боаоском азиатском форуме – 2013 председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что в предстоящие 5 лет совокупный объем внешних инвестиций Китая должен достичь 100 млрд.долларов США в год.

Решающий момент приобретения за рубежом иностранных предприятий состоит не в покупке их по низкой цене, а в том, чтобы дальнейшее развитие приобретенных предприятий согласовывалось со стратегией развития китайских предприятий.

В этом отношении успешным примером служит китайская автокомпания «Geely», которая в 2010 году за 1,8 млрд. долларов США приобрела 100% акций компании «Volvo».

Сравним подходы китайские и российские.
На территории Калужской области, по данным Всемирного банка, представленным экономическому форуму в Давосе (2014 г.), сформированы исключительно благоприятные условия для иностранных инвесторов.

Выводы не являются случайностью, а отражают результаты политики, проводимой руководством региона.

На заседании Петербургского форума (2014 год) губернатор Калужской области А.Д. Артамонов сформулировал следующий подход к работе с иностранными инвесторами: “Этот принцип мы соблюдаем свято – мы заботимся о наших инвесторах, как родители заботятся о своих детях. И мы понимаем, что дети бывают капризные, и инвесторы бывают капризные.

И нельзя говорить, что раз он капризный, мы с ним работать не будем. Он повзрослеет, он начнет нам платить налоги, он создаст нам рабочие места. Надо все терпеть, лишь бы только работал. Пусть работает. Мы для этого и существуем”.

В дальнейшем, продолжая развивать идеи построения взаимоотношений с иностранными инвесторами на форуме «Сочи-2014», Артамонов заявил: «Я вижу задачу как губернатор: мы
должны создавать не просто благоприятные условия бизнеса в нашей стране и регионах, они должны предвосхищать те пожелания, которые есть у представителей бизнеса, то есть стать заведомо более комфортными, чем ожидается».

Для понимания российскими чиновниками «пожеланий» иностранных инвесторов, обратимся к мнению известного экономиста, Я. Корнай, чьи работы содержали критику экономики советского образца. Ученый пишет: «Сегодня в России функционирует капиталистическая система. Я с нетерпением жду работ российских коллег о том, что происходит в стране сейчас.

Повторяют ли русские инноваторы судьбу Ефима и Бориски, или уже стали появляться Биллы Гейтсы и Стивы Джобсы?». Я. Корнай невозможно заподозрить в симпатии к марксизму, но он уверен,
что у Маркса и сегодня есть чему поучиться; у него немало мыслей, совершенно
зрелых новаторских, теоретических идей, которые не потеряли актуальности и
сегодня.

Думается, что вполне современна мысль К. Маркса о том, что капитал боится только слишком маленькой прибыли, а по мере увеличения процентов по прибыли, готов даже на нарушения закона.

Ведущие исследователи отмечают, что основные тенденции изменения системы управления в нашей стране следует рассматривать в связи с процессами, происходящими в странах-партнёрах России в современном мире. В первую очередь отмечается опыт Китайской народной республики, которая демонстрирует динамичный рост экономики на протяжении тридцати лет.

Руководство Китая высокопрофессионально проводит масштабные реформы, в результате которых добивается высвобождения потенциалов роста, таких как: потенциал спроса; потенциал капиталов; трудовой потенциал; технологический потенциал; потенциал земельных ресурсов.

Процессы, благодаря эффективной системе управления, проходят не стихийно, а в режиме долгосрочного планирования, последовательно, рационально.
Считается недопустимым, и ведущим к дестабилизации в обществе, увеличение поляризации и социального неравенства. По мнению китайского, руководства реализуемая политика обязана вести к интеграции общества, усилению солидарности.

Целью проводимых реформ является создание благосостояния не избранных, а всего китайского народа. В основу происходящего процесса заложены равновесно гармоничные социально-структурные отношения, которые являются обязательным условием экономической динамики, демократии, духовного развития личности.

Руководители экономического блока руководства Китая, в стремлении добиться высоких показателей темпов роста ВВП, первые годы считали допустимыми определенные непропорциональности в становлении экономики территорий, и страны в целом. Приоритет отдавался темпам роста народного хозяйства, в ущерб уровню жизни граждан, и решению проблем экологической безопасности.

Китай стал занимать нишу, характерную для слаборазвитых стран, и связанную с поставками дешёвой рабочей силы. Подобная политика обосновывалась необходимостью привлечения иностранного капитала и высоких технологий.

Предполагалось, что она обеспечит выход страны на внешние рынки и позволит встроиться в мировые производственные цепочки. В результате китайская экономика лишалась значительной части прибыли, а средства пополняли кредитно-финансовую систему развитых стран и транснациональных компаний.

В социально-экономической жизни страны накапливался отрицательный потенциал. Высокие темпы роста ВВП Китая не обеспечивали гармонизацию отношений власти, общества и бизнеса. Руководством КНР пошло на проведение мер по корректировке курса реформ. Новая долгосрочная стратегия призвана обеспечить дальнейшее гармоничное развитие нации за счет высокого качества экономической структуры.

Приоритетными направлениями новой политики выступают следующие положения: развитие внутреннего рынка; удовлетворение потребностей населения;

качественное улучшение условий жизни на всех территориях страны;

внедрение отечественных научных разработок, обеспечивающих высокую конкурентоспособность производимой продукции.

План, получивший название «Новая норма», осуществляется под девизом «Согласованное развитие» и включает в себя содействие экономическому и социальному развитию. Что подразумевает: продвижение новой индустриализации, модернизацию сельского хозяйства, оздоровление финансов, развитие «мягкой силы» государства.

Показатели экономического роста полностью увязаны с показателями повышения уровня жизни граждан. Так, при росте ВВП в 6,5% в год, душевой доход населения увеличился в 2 раза, относительно показателей 2010 года.

Главные составляющие реализуемой политики:

сокращение разрыва между деревней и городом по уровню жизни;
доступность для всего населения общественного обслуживания;
избавление от бедности 70 млн. китайцев;
доступное и достойное образования для всего молодого поколения страны;
стимулирование создания собственного бизнеса;
государственное содействие в трудоустройстве;
охват системой медицинского страхования беднейших слоев населения;
обеспечение доступности широким массам населения к здоровой пище;
сбалансированность демографического развития за счет расширения прав семей;
либерализация системы прописки граждан;
государственные гарантии соблюдения экологической безопасности.

Установлены четкие сроки реализации новой политики (2049 год), в соответствии с планом «Китайская мечта о великом возрождении китайской нации». Предполагается к намеченному сроку нейтрализовать все допущенные ошибки, мешающие гармоничному развитию китайской нации.

Руководитель республики – Си Цзиньпин, откровенно сформулировал следующую мысль: «в обществе все еще существует огромное количество нарушений принципов равноправия и справедливости, реакция на них народных масс стала еще более острой», поэтому он уверен, что нельзя откладывать решение вопросов по соблюдению принципов социального равенства, справедливости.

Не следует переносить решение накопившихся проблем до момента полного развития экономики. Главной проблемой китайского общества сегодня выступает поляризация общества и неправомерное распределение.

Рядом зарубежных и российских экспертов, сформулированные планы по реализации китайской мечты были восприняты, как идеологическая новация. Но тщательная проработанность стратегической концепции, конкретизация планов, и реальные практические шаги, предпринятые по ее реализации, в частности, уже реализуемый проект «Один пояс и один путь», подтвердили факт формирования и практического воплощения новой геоэкономической стратегии Китая.

Китайская народная республика, выступая мировым лидером по экспорту капитала, радикально меняет международный инвестиционный климат. Ведущие эксперты указывают, что Россия находится в лидерах по неравенству. Только 10% населения владеют 87% всего благосостояния страны (против 66% в Китае и 76% в США).

В настоящее время более двадцати двух миллионов россиян получают доходы ниже прожиточного минимума. В 2016 году снижение покупательной способности пенсий затронуло до 45% семей. Падение спроса, в свою очередь, обваливает экономику страны.

С похожими проблемами столкнулась Китайская народная республика, которая ради достижения высоких темпов прироста ВВП, допускала длительный период непропорциональное развитие национальной и региональной экономики. Слабо учитывались интересы населения и необходимость сохранения окружающей среды.

В целях привлечения иностранных инвесторов и завоевания внешних рынков Китай принимал политику встраивания в мировые производственные цепочки в качестве поставщика дешевой рабочей силы, в то время как, значительная часть заработанных средств поступала в банки и фонды развитых стран.

В результате накоплен негативный потенциал, который обостряет экономические, социальные, демографические и экологические проблемы. Хотя китайская экономика имеет рост ВВП значительно выше многих стран мировых лидеров, руководством страны принято решение о корректировке экономической стратегии.

Разработан план долгосрочных мер преодоления трудностей и обеспечения дальнейшего устойчивого развития нации. Теперь во главу угла ставится не процент прироста ВВП, а достижение высокого качества экономической структуры.

Осуществляется разворот в сторону приоритета внутреннего рынка, запросов людей, качественного улучшения и сближения условий жизни населения городов и деревень.
Наступает время инновационных производств, основанных на отечественных научных разработках высококачественных и конкурентоспособных товаров и брендов.

Лидер Китая Си Цзиньпин подчеркивает, что «в обществе все еще существует огромное количество нарушений принципов равноправия и справедливости, реакция на них народных масс стала еще более острой».

Поэтому, по его мнению: «Решение вопроса о соблюдении принципов социального равенства и справедливости ни в коем случае не следует откладывать до момента полного развития экономики. Одновременно с непрерывным увеличением «экономического пирога» встает проблема его правильного дележа. Китайское общество, словами Конфуция, «тревожит не отсутствие богатства, а его неправомерное распределение».

Некоторые зарубежные эксперты поначалу приняли план «Китайская меч-та» как деологическую новацию. Но когда были разработаны стратегические концепции, конкретизировавшие содержание плана, представлены реальные направления, в частности уже реализуемой на практике концепции «Один пояс и один путь», стало очевидным формирование несущей конструкции новой геоэкономической стратегии Китая.

Еще более убедительным примером является деятельность по вывозу китайского капитала. Она становится новой важнейшей тенденцией мировой экономики и может существенно изменить инвестиционный климат планеты.

Исследование позволяет сделать следующие выводы. «Новые нормы» и «Китайская мечта» обусловлены конкретными условиями необходимости проведения преобразований в Китае.
Идеи, приобретающие практическую направленность, сформулированы не по «лекалам» западных советников, а ответственными за свою страну политиками.

Разумеется, механический перенос концепции в российскую социально-экономическую жизнь, вряд ли возможен.Но важнейшие подходы и компоненты, безусловно, следует использовать.
В России до настоящего времени отсутствует долгосрочная стратегия развития, и экономика страны еще решает проблемы догоняющего развития. Существует масса перекосов и нестыковок в хозяйственной и социальной жизни.

В тоже время такие составляющие «Новой нормы», как:

разворот к приоритету внутреннего рынка;
улучшение и сближение условий жизни населения городов и деревень;
стимулирование инновационного производства;
производство высококачественных и конкурентоспособных товаров на основе отечественных научных разработок и многие другие, должны вызывать большой интерес у российских экономистов, политиков, представителей бизнеса, населения.

Целесообразно обратиться к показателям социально-экономического развития регионов Китая. Экономика Китайской народной республики остается единственным крупнейшим фактором, способствующим росту мирового ВВП.

Если, в полной мере, сбудется прогноз Международного валютного фонда, то рост ВВП в Китае достигнет в 2016 году показателя 6,7%, соответственно на китайскую экономику будет приходиться 1,2 процентных пункта роста мирового ВВП. Среди стран, входящих в БРИКС, на КНР приходится 73% от общего роста.

Основой гармоничного развития регионов страны становиться процесс перехода от числовых показателей к комплексным структурным реформам, в ходе которых демонстрируется успешный рост и внедрение инноваций, соответствующих новому технологическому укладу.

Выстраивая долгосрочные горизонты прогнозирования и планирования (до ста лет), китайские ученые, аналитики и представители властных структур не считают перспективным традиционный путь развития. По их мнению, темпыроста больше не играют ключевой роли в оценке экономики страны, а числовые ориентиры не являются больше важнейшими показателями.

Основа успешного развития регионов, и страны в целом, зависит, в настоящее время, от реализации комплексных структурных реформ, а также последовательности получения конкретных результатов при реализации заданных целей.

Показательным примером является осуществление инвестиционной деятельности. В первоначальный период инвестиции за рубеж осуществлялись, в основном, китайскими государственными предприятиями.

Китай превратился в страну с большим объемом прямых инвестиций, направляемых во многие регионы и страны мира. В 2015 году суммарные инвестиции китайских предприятий увеличились до 14,8 млрд. долл. Но прямые иностранные инвестиции стали прерогативой самостоятельной деятельности бизнес – структур Китая.

Широкое распространение получила практика «слияния» и «поглощения» зарубежных компаний. Процесс происходит при осуществлении трансграничной «горизонтальной» и «параллельной» интеграции. Наиболее крупные сделки, проведенные китайскими компаниями, по слиянию и поглощению наблюдаются в отраслях высоких технологий и телекоммуникаций. И именно в этих отраслях, крупные компании.

Китая начинают занимать ведущее мировое положение, демонстрируя высочайшую конкурентоспособность. Внутренний межрегиональный рынок Китая перенасыщен продукцией, поэтому акцент делается на перспективные зарубежные рынки, способные обеспечить серьезные длительные траектории роста.

Для Калужской области особенно показателен пример реализации стратегии китайской автокомпании «Geely». На территории калужского региона базируется структурное подразделение компании «Volvo», широко пользующееся региональными налоговыми льготами и иными преференциями.

В организационном и правовом плане калужское подразделение «Volvo» самостоятельно и
независимо. А, не самая крупная китайская компания «Geely», в 2010 году за 1,8
млрд. долларов США приобрела 100% акций компании «Volvo». Китайская экономика пополнилась и укрепилась одним из лидеров мирового автомобилестроения. Сделан мощный инновационный задел развития автомобилестроения страны.

Для России, только вступившей во Всемирную торговую организацию (ВТО), полезен опыт Китая, являющегося членом ВТО свыше десяти лет. Тем более, что если за период 2008-2011 гг. российский ВВП вырос на 5,5%, то китайский – на 44,2%, индийский – на 34,1%. По росту ВВП за четыре года Россия занимает последнее, пятое место в группе БРИКС и 11-ю позицию среди государств G20. Лидирует в обеих группах Китай.

Уже сейчас китайские вузы выпускают вчетверо больше инженеров, чем американские. Руководство поднебесной поставило цель – превратить «мастерскую мира», как именуют ныне КНР, в «мировую лабораторию», то есть не заимствовать чужие технологии, а стать, равноправным участником мирового научно-технического прогресса, обеспечив прорыв страны в VI технологический уклад.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)