Авторское право в издательском деле

Авторское право — одна из важнейших категорий издательского дела, актуальность которой особенно возросла в последнее десятилетие, в связи с внедрением в России правовых норм (в том числе международных) во все виды интеллектуальной деятельности.

Авторское право является неотъемлемой частью прав человека и входит в более широкое понятие интеллектуальной собственности. Впервые это понятие — право собственности на продукт умственной, духовной деятельности — зародилось во Франции в эпоху буржуазных революций и законодательно закреплено в двух декретах Конвента.

Первый из них, изданный 19 января 1791 г., признал право на театральные постановки и тексты произведений для театра в течение всей жизни автора и пяти лет после его смерти, а второй — от 24 июля 1793 г. — предоставил писателям, композиторам и художникам исключительное право продавать и передавать для продажи и распространения свои произведения на территории Республики.

Во Франции, а затем в других странах в разные периоды возникли многочисленные законодательные акты, отличающиеся различными особенностями, которые имеют место до настоящего времени. Однако в основу всех нормативных актов, касающихся авторского права, положено «пропиетарное» начало, то есть представление о праве собственности (от латинского propietas — «право собственности».

В России и в СССР в течение многих лет государственная монополия на интеллектуальную деятельность отводила право личности на второй план. В последние годы ситуация изменилась. Однако прежде чем перейти к ее описанию, стоит остановиться на термине.

Авторское право (нем. — Urheberrecht; франц. — droit litteraire, propriete litteraire, droit d’auteur; англ. — copyright) — совокупность юридических норм и правил, регулирующих правовые отношения между авторами и другими физическими и юридическими лицами, возникающие в связи с созданием и использованием произведений, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

Кроме этого, термином «авторское право» обозначают набор конкретных прав, принадлежащих автору охраняемого произведения.

Авторские права делятся на имущественные и неимущественные.

К неимущественным правам относятся: признание авторства произведения, право его использования в любой форме и под любым именем (или анонимно), право на отказ в публикации на любом этапе, право на защиту от любых посягательств, наносящих ущерб чести и достоинству автора. Неимущественные права охраняются бессрочно и не передаются другим лицам.

Имущественные права — это право на воспроизведение, распространение любым способом, изменение произведения и его перевод на другие языки.

Основным документом, регламентирующим отношения между автором и издательством является договор на издание произведения.

Главные составляющие издательского договора — название, объем, тип произведения, срок, на который автор передает права на издание, территория, на которой может быть использовано произведение, сроки и условия выплаты авторского гонорара, способ полиграфического воспроизведения издания, тираж и способ распространения.

Интересно
Авторское право в СССР, если не вдаваться в давнюю историю, регламентировалось Гражданским кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 11 июня 1964 г. В этом документе авторское право было представлено в качестве одноименного Раздела IV (статьи с 475-й по 516-ю).

Другим нормативным актом был «Типовой издательский договор на литературные произведения», утвержденный Приказом Госкомиздата СССР № 88 от 24.02.1975 г. с изменениями, внесенными приказами Госкомиздата СССР от 01.10.1980 г. и от 15.11.1989 г.

В этом документе наряду с обязанностями автора уже достаточно отчетливо были прописаны обязательства издательства.

Так, устанавливался срок, в течение которого издательство было обязано рассмотреть рукопись (всего 10 дней!), в случае непредставления претензий рукопись считалась принятой к изданию.

Сроки устанавливались для рассмотрения рукописи после доукомплектования и доработки автором по замечаниям издательства (15 и 30 дней соответственно), после чего оно обязывалось выпустить произведение в свет в срок от одного до двух лет (в зависимости от объема).

Кроме того, издательство обязывалось выплачивать автору гонорар в размере, предусмотренном Постановлением Совета министров РСФСР № 532 от 19 декабря 1988 г. в зависимости от вида, объема и тиража произведения. Гонорар должен был выплачен также в случае, если произведение не выпущено в установленный срок.

Вышеперечисленные положения часто не выполнялись, но были нормативно закреплены.

В 1973 году СССР присоединился к Всемирной (Женевской) конвенции об авторских правах (в редакции 1952 и 1971 гг.). Этот акт значительно расширил права отечественных авторов, впервые предоставив им правовую и морально-этическую возможность публиковать свои произведения за рубежом.

Для помощи авторам в их отношениях с зарубежными издателями было создано Всесоюзное агентство по авторским правам с филиалами в крупных городах страны, выступавшее в качестве посредника при заключении международных договоров и контролю за их исполнением.

Москва впервые стала городом проведения международных книжных выставок ярмарок, ставших традиционными.

Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП) в 1992 г. было реорганизовано в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС), а позднее — в Российское авторское общество (РАО).

Следует отметить, что хотя авторское право существовало и в советский период, его концепция в то время была принципиально иной. В связи с тем, что вся система издательского дела была государственной, все условия договора на издание устанавливались государством. За издательством оставлялось право на использование произведения, любое издательство имело право без согласия автора переиздавать его книгу в любом месте и любое количество раз.

Наряду с этим существовала типовая сетка авторских гонораров, где устанавливались нормы выплаты гонорара за каждый вид произведения. Однако на деле часто издательства не могли выплачивать и эти, в целом невысокие, гонорары ввиду отсутствия или недостатка выделяемого на эти цели фонда.

Размер гонорара не зависел от качества произведения, а от вида и объема произведения, а также от положения автора (например, преимущества имели лауреаты государственных и ленинских премий) и гонорарного фонда, планируемого данному издательству.

После вхождения СССР в Женевскую конвенцию автор получил право издавать свои произведения за границей, но только через ВААП, который непосредственно заключал договора с иностранными издателями, как правило, не согласовывая их с авторами и выплачивая (или не выплачивая) гонорар по своему усмотрению.

Автор, таким образом, непосредственно с иностранными издателями не контактировал. (Прямые контакты иногда случались, но они считались незаконными).

Значительные изменения в сфере авторского права произошли после 1991 года, с созданием демократического государства и учреждением Закона РФ о средствах массовой информации.

Интересно
Наиболее важным событием в рассматриваемой сфере является принятие 9 июля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» с изменениями от 19 июля 1995 года. С принятием этого Закона прежние нормативные акты по авторскому праву были признаны утратившими силу.

Сфера действия авторского права (ст. 5), предмет регулирования (ст. 1) и объекты авторского права (ст. 6) по сравнению с предшествующей практикой и нормативными документами в данном законе значительно расширены. В частности, предметом охраны авторского права впервые стали компьютерные программы и много других видов творческой деятельности, включая произведения садово паркового искусства.

Значительно увеличился срок охраны авторского права на произведения — в течение всей жизни автора и до 50 лет после его смерти.

В 50 статьях Закона изложены все основные положения правовой защиты интеллектуальной собственности, хотя немало вопросов осталось нерешенными.

13 марта 1995 года был сделан еще один существенный шаг по пути расширения авторских прав: Россия вступила в самый старый из действующих международный договор об охране прав на произведения литературы и искусства — Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в редакции 1971 г.)

Именно после этого акта в Закон об авторском праве были внесено изменение по сроку охраны — с 25 до 50 лет, чтобы привести ранее принятый закон в соответствие с международной конвенцией.

Вышеперечисленные нормативные акты, бесспорно, укрепили права автора и предоставили большую возможность для их реализации. Однако, наряду с этим, исчезли какие-либо социальные гарантии в процессе издания: защита от риска невыпуска книги на любом этапе, обязательства по выплате гонорара, защита от издательского произвола, от многочисленных форм плагиата.

Так, что касается гонорара, Закон об авторском праве в ст. 31, п.3 лишь рекомендует устанавливать вознаграждение в авторском договоре в виде процента от проданных книг. Однако размер этого процента в Законе не установлен. На практике используются чаще всего 5, 10, иногда 15%, но встречаются и любые другие варианты.

Проблема здесь, однако, не в проценте оплаты, а в контроле за его реализацией. Часто гонорар не выплачивается вовсе, либо выплачивается в мизерном размере, что фактически диктуется издательством. К сожалению, нарушения авторских прав имеют место как в рамках заключенного договора, так и вне его.

Виды нарушений авторских прав различны, например, со стороны издательства: искажение произведения, нарушение сроков выпуска в свет, невыпуск произведения, невыплата или задержка выплаты гонорара, передача прав на издание третьим лицам и др.

Способы защиты авторских прав предусмотрены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ.

Это в основном: признание прав, возмещение морального вреда, возмещение убытков, выплата компенсации. Все иски по поводу нарушения авторских прав решаются в судах общей юрисдикции и арбитражных судах различного уровня.

Можно добавить, что в смысле охраны прав журналистов многие вопросы совсем не проработаны. Например, новостная информация вообще не является предметом авторского права. Многочисленные правовые вопросы отношений между учредителем, издателем, автором, редакцией, полиграфическим предприятием до сих пор не проработаны и постоянно являются предметом спора.

Особенности всех нормативных документов по авторскому праву, сходства и различия между ними, применение их в практике издательской деятельности, достоинства и недостатки — могут быть темами для дополнительного изучения, разбора на практических занятиях, в письменных студенческих работах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)