Упражнения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика  способствует сокращению дефицита потребности в общении, который в значительной степени зависит от степени тяжести РДА. Упражнения чаще проводятся индивидуально, иногда с небольшой (2–3 человека) группой с учетом возраста и уровня развития детей. В группе могут находиться дети со схожими проявлениями РДА.

Рекомендуются упражнения серии «Веселый язычок», «Самолет», «Кукла плачет», «Посмотри в зеркало».

Во время занятий необходимо побуждать ребенка выполнять следующие упражнения:

  • поддувать ватные шарики, бумажные султанчики;
  • выдувать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики;
  • образовывать мыльную пену при помощи соломинок, трубочек;
  • задувать свечи;
  • вдыхать эфирные масла, пары, не опасные для здоровья;
  • дозированно использовать ингалятор для носа и рта.

При выполнении упражнений рекомендуется использовать малые формы фольклора, беседы с ребенком. Движения рекомендуется сопровождать обращениями к ребенку по имени. Прикосновение должно быть осторожным.

Расческа должна быть «мягкой». Использовать уменьшительно-ласкательные существительные в процессе выполнения.

Для развития органов артикуляции использовать упражнения, доступные выполнению ребенком: высунуть язык, облизать губы, надуть щеки и др.

Основной целью мимических упражнений  является растяжение мышц лица, чтобы они стали более эластичными. Данные упражнения помогают уменьшить напряжение мышц лица, шеи и плеч, которое характерно для детей с гипертензивной манерой речи.

Их рекомендуется использовать при занятиях с детьми в первые 3–5 минут сеанса голосовой терапии.

Перед началом выполнения упражнений ребенок должен принять удобное, сравнительно расслабленное положение, глядя в зеркало. Упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя.
  1. Поднять брови как можно выше и опустить их как можно ниже. Эти движения повторить пять раз, постепенно увеличивая их скорость.
  2. Как можно шире открыть рот, держать открытым 5–7 секунд и медленно закрыть. Повторить пять раз.
  3. Вращательные жевательные движения закрытыми губами, сначала 5 секунд по часовой стрелке, затем 5 секунд против часовой стрелки.
  4. Как можно шире открыть глаза, поднять их к потолку и опустить к полу пять раз, не двигая головой.
  5. Держать голову прямо и двигать глазами вправо и влево, задерживая их в этих положениях по 3–4 секунды. Повторить пять раз.
  6. Повернуть голову вправо, фиксируя глаза на каком-то предмете в комнате. Затем, не меняя положения головы, смотреть в зеркало на отражение своих глаз и, продолжая следить за своими глазами, поворачивать голову обратно. Проделывать то же самое, поворачивая голову влево.

Варианты упражнений с детьми, которые проводятся с целью формирования адекватных реакций на прикосновение к лицу и ротовой полости ребенка взрослым, побуждают его управлять движениями органов артикуляционного аппарата, правильно дышать, ухаживать за своим лицом, изучать мимику своего лица.

  1. Взять ребенка на руки, поговорить с ним, спеть песенку, рассказать потешку, улыбнуться.
  2. Помассировать лицо легкими поглаживающими движениями.
  3. Прикоснуться к лицу кончиками пальцев.
  4. Причесать.
  5. Умыть его перед зеркалом теплой водой.
  6. Протереть лицо ребенком ваткой, смоченной теплой водой, детским лосьоном.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)