Провинциальная архитектура

Провинциальная архитектура. По образцу Петербурга стали создаваться генеральные планы застройки других городов: сначала Твери, затем Костромы, Новгорода, Тихвина и др. В виде композиции из четырех Г-образиых корпусов, образующих каре, с аркадой или колоннадой, строились гостиные дворы.

Джакомо Кваренги проектировал территорию Коренной ярмарки под Курском, включающую в себя два парных здания — дом коменданта и дом губернского начальника. На главной оси комплекса — здание биржи, за ним — важня (весы).

В провинции строились более скромные здания, но порой выглядевшие весьма внушительно, например дом Гончаровых в Полотняном Заводе под Калугой.

Некоторые храмы в провинции и даже в деревнях не уступали по красоте столичным (Знаменский собор в Тюмени, 1786); Спасо-Преображенский собор в деревне Нижняя Синячиха Екатеринбургской области (1794—1823).

Смена архитектурных стилей в провинции отставала от столицы, именно поэтому на рубеже XVIII—XIX вв. мы встречаемся со стилем сибирское барокко, в котором архитектура Петербурга сочетается с восточными художественными традициями, связанными с буддизмом и ламаизмом.

Строятся крепости в Азове (1696), Таганроге (1699), Кронштадте и других городах. Создаются новые города в связи с организацией промышленных предприятий — судостроительных (Новая Ладога, Ладейное Поле), железоделательных (Петрозаводск, Екатеринбург).

На Урале центром городской культуры стал завод с находящейся чуть поодаль церковью. В Киеве Иван Мичурин в 1752—1755 гг. построил Царский (Мариинский) дворец.

Несмотря на многочисленные стилевые заимствования, продолжал действовать «генетический потенциал», т.е. совокупность традиций русской средневековой архитектуры.

В эпоху русского Возрождения наступил расцвет самобытной русской архитектуры, который потом продолжится в «русском стиле» золотого века русской культуры.

Как отметил П. Н. Милюков, «в России архитектура становится национальной, когда употребляется национальный материал, дерево». Во второй половине XVII — XVIII в. наибольшее распространение среди деревянных церквей получают шатровые церкви, рубленные «восьмериком на четверике».

Храмы растут вверх и в стороны. К нижнему четверику легко пристраивать крупные горизонтальные объемы, а само наличие двух уровней (четверик и восьмерик) увеличивает высоту церкви.

К таким сооружениям относится Петропавловская церковь в селе Пучуга на Северной Двине, срубленная в 1698 г. (к сожалению, не сохранилась) с интерьерами, представляющими одно из высших достижений русского деревянного зодчества.

Многоглавые деревянные храмы сохранились в основном на русском Севере. В XVII в. в отдельные постройки были выделены колокольни.

Образовался храмовый комплекс из трех сооружений — двух храмов (летнего и зимнего) и колокольни. Крупнейшим памятником мирового значения явился деревянный архитектурный комплекс в Кижах с входящим в его состав Преображенским собором (1714).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)