Петербургский ампир в золотой век русской культуры

Архитектура золотого века — это Исаакиевский собор, Храм Христа Спасителя, Храм Спаса на Крови, это руст московских особняков с мезонином, возникших, как грибы, после пожара 1812 г., петербургские доходные дома.

Это берущие пример со столиц губернские и уездные города, в которых взращиваются таланты, переезжающие затем в столицы.

Петербургский ампир. При Александре I классицизм сменился ампиром с его колоссальными размерами. От увлечения античной Грецией переходят к преклонению перед Римом.

В эпоху ампира в России выполнены такие грандиозные проекты, которые не могли осуществиться нигде в Европе, даже во Франции при Наполеоне.

Это здание фондовой биржи и ростральные колонны, образовавшие ансамбль стрелки Васильевского острова (Ж. Тома де Томон, 1805—1810), Исаакиевский собор (А. А. Монферран, 1817— 1857) и т.п.

В. П. Стасов (1769—1848) создал ансамбль Марсова поля, построив на нем здание Павловских казарм (1817—1819), а также Конюшенной площади, на которой он перестроил здание Конюшенного двора (1817—1823).

В эпоху классицизма строились круглые в плане церкви, поскольку круг воплощал единство, бесконечную сущность, однородность и справедливость Бога.

В качестве примера можно привести Свято-Троицкий собор Измайловского полка (В. П. Стасов, 1827—1835), Казанский собор (А. Н. Воронихин, 1801—1811). А. Н. Воронихин (1750—1814) соорудил в Казанском соборе первый купол на основе металлических конструкций.

В 1806—1823 гг. по проекту А. Д. Захарова (1761—1811) в стиле ампир перестраивается Адмиралтейство с башней и шпилем в центре. Возводится Триумфальная арка на Петергофской дороге (Нарвские ворота; Д. Кваренги, 1814), Триумфальные ворота у Московской заставы (В. П. Стасов, 1833-1838).

Развитие железнодорожного транспорта сопровождалось строительством вокзалов: Николаевского (Московского), Петергофского (Балтийского) и др.

Один из первых российских вокзалов (в Павловске, А. И. Штакеншнейдер) был одновременно и концертным залом. Отсюда и само слово «вокзал», происходящее от англ, vauxhall («воксхолл»), т.е. зал для пения.

Гармоничны не только ансамбли площадей, но и улиц. Так, на Невском проспекте башня Николаевского вокзала является «репликой» башни Городской думы, а особняк Белосельских-Белозерских построен с учетом архитектуры неподалеку расположенного Строгановского дворца.

В первой четверти XIX в. создание великолепных классицистических ансамблей полностью закончило формирование центра Петербурга. Завершил александрийский стиль ампира и петербургский период архитектуры К. И. Росси.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)