Франческо Бартоломео Растрелли

XVIII столетие прославлено именами двух Растрелли: отца — Бартоломео Карло (1675—1744), уроженца Флоренции, и сына — Франческо Бартоломео, или, как его звали в России, Варфоломея Варфоломеевича, родившегося в Париже, куда семья переехала из Италии, но с 16 лет почти безвыездно жившего в Петербурге и как зодчий сформировавшегося в России.

Он приехал в Петербург с отцом, учился у него и помогал ему. Слава Растрелли-младшего так велика, что в его часть введен термин растреллиевское (или елизаветинское) барокко.

В 1754—1762 гг. Растрелли «для единой славы российской» строит Зимний дворец, используя в качестве прообраза возведенный им на Невском проспекте Строгановский дворец (1752—1754). До сих пор Зимний производит впечатление самого красивого здания России.

Растрелли писал о своих произведениях: «Здание украшено архитектурой». Это «великолепная» красота в сравнении с «возвышенной» красотой церкви Покрова на Нерли. Архитектуре свойственна красота различного вида: к «возвышенной» красоте церкви Покрова добавляется красота «великолепная» (Зимний) и «величавая» (Адмиралтейство).

Скульптуры, декоративные вазы, фигурные парапеты называли «стоячими великолепиями». Зимний дворец стал крупнейшим городским дворцом XVIII в.

Еще до Зимнего Растрелли достраивает Большой дворец в Петергофе (1745—1755) и Екатерининский дворец в Царском Селе (1752—1756). Петергофский дворец Растрелли расширил за счет церкви и корпуса «под гербом» (сейчас здесь музей драгоценностей и императорских реликвий).

Одновременно и чуть позже Растрелли строит Смольный монастырь, в который императрица Елизавета Петровна намеревалась удалиться в конце жизни на покой, и открытый как воспитательное заведение для девочек из дворянских семей.

К сожалению, не осуществился проект грандиозной колокольни, которая могла бы стать петербургским Иваном Великим. Уникально решение венчания собора: боковые главы тесно прижаты к центральной. Диаметр главного барабана 20 м.

Растрелли владел искусством добиваться расстановкой колонн почти музыкального эффекта — настолько богаты и разнообразны ритмические композиции, разворачивающиеся на фоне «метра» оконных проемов.

Растрелли принадлежит и такое новшество, как коридор (это слово, как и анфилада, не имеет аналога в русском языке).

Он сделал первый протяженный коридор, соединявший кельи воспитанниц с угловыми церквами в Смольном монастыре. Сочтя это изобретение столь значительным, он специально упомянул о нем в перечне своих произведений.

Из дворцов для вельмож следует отметить Аничков дворец, построенный для фаворита императрицы А. Г. Разумовского, дворец М. И. Воронцова (позже в нем разместился Пажеский корпус) и дворец С. Г. Строганова, а из церквей — грациозный Андреевский собор в Киеве.

Совокупность типовых образцов составляла как бы канон, которому следовал архитектор. Содержание образцового проектирования постепенно расширяется. Образцовыми становятся не только фасады, но и планы домов.

Одновременно возрастает авторское начало. Например, в Никольском Морском соборе С. Чевакинским (1753—1762) были воспроизведены традиционные формы храмового зодчества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)