Анкеты для родителей

Анкетирование родителей предусматривается во всех диаг­ностических минимумах, однако особую значимость они име­ют во 2-м и 4-м скринингах, направленных на изучение особенностей процесса адаптации школьников в новых социаль­но-педагогических условиях.

Выявляемая в процессе опроса родителей информация является важным компонентом диаг­ностического минимума, так как она позволяет:

  • соотнести поведение ребенка дома с его школьными проявлениями;
  • уточнить происхождение той или иной школьной про­блемы ребенка или подростка;
  • дополнить данные, полученные при опросе педагогов и обследовании ребенка.

В соответствии с задачами анкетирования родителей зада­ется и содержание опросников. В него входят вопросы или позитивные суждения, касающиеся интереса к школе, эмоцио­нальных переживаний ребенка, возникающих в связи со школь­ными ситуациями, особенностей организации учебной деятельности дома, общего психофизического состояния школьника и др.

Мы не считаем возможным  и нужным использовать в массовой школьной практике западные вопросники для ро­дителей, ориентированные на выявление различных симпто­мов дезадаптивного поведения.

Например, вопросник Ахен-баха. Они громоздки, сложны в обработке и самое глав­ное — ориентированы на выявление детей с различными дезадаптивньши, асоциальными, ненормативными формами поведения.

Опыт применения опросника Ахенбаха убедил нас в том, что родители в процессе его заполнения скрывают значимую информацию, негативно реагируют на многие фор­мулировки. Видно, что часто им просто неприятно соотносить текст опросника с собственным ребенком.

В  качестве возможного варианта опроса  родителей со­шлемся на «Анкету для родителей первоклассников», приво­димую в книге «Диагностика школьной дезадаптации».

Анкета состоит из вопросов закрытого типа, касающихся раз­личных аспектов домашнего поведения ребенка, непосред­ственно связанных с учебной деятельностью и школьной ситу­ацией общения.

Она не имеет строгих нормативов обработки, но может служить источником важной качественной инфор­мации. Кроме того, стандартизировать процедуру ее обработки в простой форме не представляет особого труда.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)