Анатом Леонардо

Подробное жизнеописание Леонардо да Винчи (1452–1519 годы), флорентийского живописца, скульптора и ученого составлено его современником, биографом Джорджо Вазари. «Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, — восхищался историк, — обычно естественным или сверхъестественным путем на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары.

Иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в сочетание, божественное настолько, что, куда бы человек ни обращался, каждое его действие оставляет позади себя всех прочих людей. Такой человек являет собою нечто дарованное Богом, а не приобретенное человеческим искусством».

От природы наделенный многочисленными талантами, дополнив их неиссякаемой любознательностью, Леонардо да Винчи обладал непостоянным нравом и к тому же был немного ленив. По свидетельству современников, он владел основами разнообразных наук и мог бы добиться «великих преимуществ, не будь столь переменчивым».

Действительно, принимаясь за изучение определенного предмета, художник, бросал его тотчас после того, как узнавал лишь суть.

Например, в математике он достиг немалых успехов. Постоянно пребывая в сомнениях, ученый выдвигал противоречивые доводы, ставившие в тупик учителя. Потратив немалые усилия на занятия музыкой, Леонардо научился прекрасно петь, импровизируя на лире, но прекратил уроки, едва успев достичь некоторого мастерства.

Для самого Леонардо искусство и наука связывались неразрывно. Однако в «споре искусств» предпочтение отдавалось живописи как наиболее интеллектуальному, по его мнению, виду деятельности. Великий мастер видел в рисовании универсальный язык, подобный математике в сфере наук, которым можно выразить все многообразие мира.

Видимо, рисование стало единственным занятием, не наскучившим великому мастеру. В течение жизни он «упражнялся во всех науках, куда входит рисунок».

Одной из таких сфер стала теоретическая анатомия. Начиная с зарисовки смеющихся голов, могучих и немощных торсов, рук, ног, художник увлекся медициной. Вазари вскользь упоминал о «Книге по анатомии лошадей, составленной мастером для своих научных занятий».

Анатомическим исследованиям Леонардо да Винчи способствовала дружба с философом Маркантонио делла Торе, читавшим лекции по анатомии в местном университете. Профессор сам писал книги, а художник помогал ему их иллюстрировать.

Подобно другу, Леонардо «видел медицину в свете учения Галена», однажды решив представить анатомию образно. На подготовительном этапе мастер готовил модели для рисунков, собственноручно очищая трупы от кожи и мышц. Обобщив результаты вскрытий в детализированных рисунках, художник заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, он рассматривал человеческий организм как образец «природной механики».

Атлас по анатомии в исполнении великого Леонардо включал в себя 7000 листов текста, сопровождавшегося великолепными рисунками красным карандашом. На иллюстрациях представлены трупы, отдельно мышцы и кости, череп в различных пропорциях, скелет человека целиком и отдельные его части.

«С величайшей тщательностью, — писал Вазари, — на этих рисунках, заштрихованных пером, изображались все кости, а затем по порядку соединялись сухожилиями и покрывались мышцами. Первыми рисовались те, которые прикреплены к костям, вторыми те, которые служат опорными точками. Третьими мышцами были те, которые управляют движениями.

Тут же в разных местах он вписывал буквы неразборчивым почерком, левой рукой и навыворот так, что нельзя их разобрать, ибо читать нужно не иначе как с зеркалом».

Большая часть листов с зарисовками человеческой анатомии долгое время находилась в архиве миланского дворянина Франческо Мельци. В молодости он был близко знаком с Леонардо да Винчи и счел долгом сохранить для потомков труды своего кумира.

Сеньор Мельци очень дорожил этими листами и хранил их как реликвию наряду с портретом самого автора. Все, кому посчастливилось общаться с мастером, удивлялись разносторонности его таланта, представляя невозможным, чтобы «божественный дух» так обстоятельно рассуждал о костях, мышцах и сухожилиях.

Впрочем, «божественный дух» часто любил пошутить, используя для этого свои научные познания. Однажды он очистил от жира бараньи кишки настолько тщательно, что тонкие органы полностью уместились на ладони. Поместив в соседней комнате кузнечные меха, прикрепил к ним один конец кишок и надул, предварительно пригласив гостей.

Постепенно внутренности полностью заполнили комнату, а перепуганные зрители забились в угол. В это время Леонардо сопровождал опыт рассказом о том, что «прозрачные и полные воздухом кишки, занимавшие вначале мало места, могут занять места очень много только благодаря его таланту».

Впервые описав кости и нервы, Леонардо да Винчи особое внимание уделил проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, кроме того, стремился ввести экспериментальный метод в биологию.

Пользуясь покровительством флорентийского герцога Джулиано Медичи, питавшего пристрастие к наукам, художник дополнил анатомические опыты занятием алхимией. Разработал способы полировки зеркал, изготавливал масла и лаки, предназначенные для большей сохранности своих картин.

Следствием увлечения биологией стало утверждение ботаники как самостоятельной науки. Художник представил классические описания расположения листьев, явлений гелио — и геотропизма (ростовых движений), корневого давления и движения соков растений. Однако даже в этой серьезной области мастер не отказывался от забав.

Пользуясь особой восковой мазью собственного изготовления, он сделал «тончайших зверушек». Наполняя фигурки воздухом, надувал и отпускал, весело наблюдая за полетом.

Вазари рассказал, каким образом была преображена обычная ящерица, найденная садовником в парке. Леонардо прикрепил к ней крылья из чешуек кожи, содранной с других ящериц, и наполнил чешуйки ртутным составом так, что они затрепетали. Затем приделал ящерице глаза, рога, бороду и держал животное в коробке, пугая домашних.

«В Леонардо из Винчи, помимо телесной красоты, никогда, впрочем, не получавшей достаточной похвалы, была безграничная прелесть. Таланта было столько, и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью.

Силы было в нем много, но в сочетании с ловкостью; его помыслы и дерзания были всегда царственны и великодушны. Слава его имени так разрослась, что ценим был не только в свое время, но и после смерти, когда среди потомства приобрел еще большую известность. Поистине дивным и небесным был Леонардо, сын сэра Пьеро из Винчи…»

После смерти Франческо Мельци бесценное наследие Леонардо да Винчи отдельными частями попало в частные архивы и библиотеки Италии. Документы долго не публиковались, но во второй половине XVIII века его рукописи начали собирать, классифицировать, в итоге были составлены 13 томов различной тематики.

Тексты и рисунки медицинского характера представлены в разделе «Анатомические тетради», изданном в Турине только в 1901 году. Таким образом, научные работы великого Леонардо вышли в свет намного позднее трудов его последователей, самым известным из которых был Андреас Везалий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)