Анализ внутренней среды организаций

Анализ внутренней среды, или ресурсного потенциала, подразумевает выяснение того, какими возможностями располагает организация, насколько правильно их использует, каким образом можно повысить эффективность ее функционирования. Результаты этого анализа в совокупности с результатами анализа внешней среды являются основой выработки стратегии развития организации.

Наибольшее распространение получила методика известного американского ученого М. Портера, которую он изложил в своей книге «Конкурентные преимущества».

Создание ценности товара включает в себя несколько последовательных стадий:

  1. материально-техническое обеспечение (логистика);
  2. непосредственный процесс производства продукции;
  3. складирование, отгрузка и доставка товара потребителям;
  4. маркетинговая деятельность, включая процесс продажи;
  5. послепродажное обслуживание.

Значимость и, следовательно, приоритеты перечисленных направлений деятельности зависят от специфики отрасли и индивидуальных особенностей организации. Так, для посреднических организаций, например дистрибьюторских компаний, приоритетным направлением деятельности является логистика, для металлургических предприятий – производство, для банковских структур – маркетинг.

Однако в той или иной степени все указанные направления присутствуют в деятельности любой организации, поэтому объектами аналитического исследования выступают: организационная структура управления, кадровый потенциал организации, технологический потенциал организации.

Эти компоненты могут анализироваться автономно или комплексно. Наиболее распространенной и адаптированной к условиям современной России является комплексная методика, предложенная авторами «Стратегического менеджмента» под редакцией А. Н. Петрова. Изучение ресурсного потенциала организации следует проводить в три этапа.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности и эффективности использования ресурсов, в свою очередь включающий:

  • анализ основных технико-экономических показателей, зависящих от специфики отрасли и каждого конкретного предприятия, но обязательно рассматриваются:
    • объем произведенной продукции в натуральном и стоимостном выражении, что дает информацию о масштабах деятельности;
    • объем реализованной продукции в натуральном и стоимостном выражении. Это позволяет сделать вывод о том, насколько продукция организации востребована на рынке и соответственно насколько эффективна организация, так как произвести товар не самое главное, важнее реализовать его;
    • затраты на производство и реализацию продукции;
    • прибыль до налогообложения и чистая прибыль.

Рассмотрение этих показателей позволяет сформулировать оценку масштабов и эффективности деятельности организации;

  • анализ производственной программы предприятия, осуществляемый по всем видам деятельности организации и предусматривающий:
    • анализ структуры видов деятельности;
    • анализ затрат по видам деятельности;
    • анализ доходности по видам деятельности.

На данном этапе анализа выявляется наиболее эффективное направление предпринимательской деятельности, дающее основные доходы организации. Иными словами, выявляются приоритетные направления, заслуживающие повышенного внимания, и те направления деятельности, от которых можно отказаться и использовать высвободившиеся ресурсы в перспективных направлениях.

Анализ имущественного комплекса организации, подразумевающий:

  • анализ основных фондов, а именно:
    • величины и структуры основных фондов;
    • эффективности использования основных фондов;
    • динамики выбытия и обновления основных фондов;
  • анализ материальных ресурсов, связанный с оценкой эффективности их использования и подразумевающий определение:
    • обеспеченности производственными запасами;
    • оборачиваемости производственных запасов;
    • удельного расхода материалов на единицу продукции;
  • анализ трудовых ресурсов, осуществляемый по стандартной схеме и включающий определение:
    • характеристики персонала по возрасту, полу и другим признакам;
    • квалификации персонала;
    • текучести кадров.

Финансовый анализ (анализ финансового состояния организации), выполняемый по давно известной и апробированной схеме и включающий:

  • анализ ликвидности и платежеспособности организации;
  • анализ финансовой устойчивости организации;
  • анализ деловой активности организации;
  • анализ результатов финансовой деятельности и оценку перспектив дальнейшего развития.

Попытки формализовать этот процесс наталкиваются на множество проблем, возникающих в связи с различными условиями функционирования разных организаций. Качество анализа во многом зависит от личности аналитика, его образования, опыта и просто интуиции.

Подведем итоги:

  1. Внешняя среда функционирования организации определяется как совокупность факторов, которые действуют вне организации, но могут оказывать влияние на эффективность ее функционирования и развития. Факторы внешней среды условно делятся на факторы общей, или дальней, окружающей среды и факторы ближней окружающей среды, или факторы непосредственного окружения.
  2. Факторы обшей, или дальней, окружающей среды, как правило, анализируются в рамках PEST-анализа, который подразумевает анализ влияния политических, экономических, социально-культурных и технологических факторов. При рассмотрении факторов ближней окружающей среды целесообразно использовать методику М. Портера, который предлагает анализировать факторы конкурентного окружения организации.
  3. Анализ внутренней среды, или ресурсного потенциала, подразумевает выяснение того, какими возможностями располагает организация, насколько правильно их использует, каким образом можно повысить эффективность ее функционирования. К числу факторов внутренней среды, как правило, относят: организационную структуру управления, ее кадровый потенциал, технологический потенциал и организацию внутреннего материального обеспечения деятельности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)