Анализ отчетности и финансовый анализ
Финансовый анализ, будучи составной частью комплексного экономического анализа, является существенным элементом финансового менеджмента, т.е. его цели самым тесным образом связаны с управленческими решениями, реализующимися, в конечном счете, в управлении денежными потоками, поддержании платежеспособности компании во времени.
В экономической литературе выделяют два подхода к определению финансового анализа:
- широкая трактовка: финансовый анализ — это «аналитические процедуры, позволяющие принимать решения финансового характера» (В. Ковалев). Подразумевается, что охватываются все разделы аналитической работы, связанные с управлением финансами, включая рынок капитала;
- сфера финансового анализа сужается до анализа бухгалтерской отчетности. В Финансово-кредитном энциклопедическом словаре он определяется как совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую перспективу.
- Было бы неверно сводить весь процесс аналитической работы исключительно к экономическому чтению финансовых отчетов. В то же время слишком вольная трактовка зачастую приводит к отождествлению финансового анализа и финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент имеет целый ряд функций, включая информационную, собственно управленческую и аналитическую. Финансовый анализ лежит в плоскости аналитического блока финансового менеджмента, реализуя именно эту функцию (обоснование решений и формулировка рекомендаций в процессе подготовки и обработки информации финансового характера).
В широком смысле слова объектами финансового анализа могут выступать рынки капитала, финансы страны или региона, сегмент рынка, международные финансы (макроуровень). С другой стороны, анализ может вестись в рамках компании, когда объектом выступает финансовая модель фирмы (микроуровень). В данной работе мы рассматриваем финансовый анализ как один из инструментов совершенствования финансовой модели компании.
В том случае, если объектом исследования выступает управление финансами компании, финансовый анализ может быть классифицирован на два подвида: внешний и внутренний.
Внешний анализ ориентирован на оценку инвестиционной привлекательности компании, ее кредитоспособности, т.е. ведется с позиции внешних пользователей (потенциального инвестора, кредитора, делового партнера). Поскольку в этом случае компания позиционируется как субъект рыночных отношений, анализ проводится с использованием общедоступной информации финансового и нефинансового характера, используемой для выявления факторов роста стоимости компании.
Внутренний анализ встраивается в систему управления финансами компании и ведется с позиции внутрифирменного аналитика. Целью его является обоснование решений инвестиционно-финансового характера в рамках разработанной и принятой стратегии развития компании.
Ключевой блок — анализ финансового положения и деловой активности организации на базе данных, представленных в систематизированной финансовой отчетности.
Речь идет об анализе финансовой отчетности (АФО), который позволяет аналитику оценить:
- финансовую структуру (имущественное состояние) фирмы;
- достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
- структуру капитала и возможность погашения долгосрочных обязательств перед третьими лицами;
- тенденции и сравнительную эффективность (направление развития компании);
- ликвидность компании, возникновение угрозы банкротства;
- деловую активность компании и др.
Анализ финансовой отчетности необходимо рассматривать в контексте тех целей, которые ставит перед собой исследователь. В связи с этим различают несколько базовых мотивов ведения регулярного АФО:
- инвестирование в акции компании;
- предоставление или продление кредита;
- оценка финансовой устойчивости поставщика или покупателя;
- оценка возможности получения компанией монопольной прибыли (что провоцирует антимонопольные санкции со стороны государства);
- прогнозирование вероятности финансовой несостоятельности компании;
- внутренний анализ эффективности деятельности компании с целью оптимизации решений по увеличению финансового результата и укреплению ее финансового состояния.
Таким образом, АФО является неотъемлемой частью как внешнего, так и внутреннего финансового анализа, обеспечивающей возможность оценки имущественного и финансового положения компании на базе внешней публичной отчетности.
Следует подчеркнуть, что принятие решений об инвестировании капитала, получении кредита, предотвращении банкротства и в целом эффективное управление бизнесом невозможно без проведения своевременной и всеобъемлющей диагностики состояния предприятия.
Обычно методы финансового и организационного диагноза описываются как самостоятельные процедуры. В действительности диагностика должна рассматриваться как одна из фаз модели планируемых организационных изменений, а также процесса консультирования.
Речь идет о необходимости комплексного анализа состояния компании во избежание ошибок менеджеров при принятии ими управленческих решений. Отдельными составляющими такого комплексного исследования являются: менеджмент организации, основные бизнеспроцессы, финансы, маркетинг, управление персоналом.
Следовательно, работа по диагностике должна проводиться в несколько этапов:
- постановка целей диагноза;
- финансовый анализ;
- анализ отклонений;
- поиск причин появившихся отклонений;
- организационный диагноз;
- планирование действий.
В рамках указанного подхода определяющими характеристиками компании являются ее организационно-функциональная, организационно-финансовая и организационно-правовая структуры.
Четко выстроенная организационно-функциональная структура позволяет ответить на вопрос: какие функции необходимо выполнять?
В случае если какая-либо из функций окажется нереализованной, возникает сбой основной деятельности компании. Именно поэтому четкое распределение функций является принципиально важным. Развитие компаний по организационно-функциональному направлению может проходить от линейной через линейно-штабную и дивизионную к смешанным и многомерным.
С другой стороны, если бизнес диверсифицирован, приоритетной становится проблема оценки финансовых результатов того или иного направления. Ответить на предложенный выше вопрос помогает правильно выстроенная организационно-финансовая структура компании.
Элементами этой структуры, в отличие от отделов и департаментов, являются выделенные бизнесы с выявлением финансовых потоков по каждому из них. Данные субъекты финансовой структуры получили название «центры финансового учета» либо «центры финансовой ответственности».
Отмечают три типа такого рода центров:
- «профит-центры», т.е. устойчиво функционирующие подразделения, получающие реальную прибыль;
- инвестиционные или «venture-центры», прибыль в которых будет получена в будущем (они могут быть определены как внутренний инвестиционный кредит);
- центры затрат — подразделения, необходимые функционально, но не приносящие прямого дохода (юридический отдел, служба безопасности и др.).
В рамках выделенных центров организуется движение финансовых потоков.
Организационно-правовая структура дает возможность получить ответ на вопрос: в какой форме будет вести свою деятельность компания? Следовательно, необходимо продумать и создать такую организационно-правовую структуру, субъектами которой будут конкретные юридические лица в нужной и оптимальной организационно-правовой форме, с соответствующей требованиям компании юрисдикцией.
Комплексная финансовая и организационная диагностика — это два взаимосвязанных подхода к анализу состояния предприятия, грамотное соединение которых дает аналитикам и менеджерам мощный инструмент управления будущим для обеспечения длительного функционирования компании в сложных и постоянно меняющихся экономических условиях.
Целевой установкой систематического рассмотрения содержания финансовых отчетов является получение достоверных данных, в совокупности характеризующих текущую финансовую устойчивость компании и имеющих прогнозную ценность. Итогом такой деятельности будет создание системы базовых, наиболее информативных параметров, дающих представление о финансовом состоянии компании, эффективности ее функционирования как самостоятельно хозяйствующего субъекта, используемых в текущей деятельности компании.
Результаты финансового анализа используются в рамках реализации стратегии компании:
- при получении кредитов;
- привлечении инвестиций;
- выходе на фондовую биржу;
- сравнении собственной компании с другой (бенчмаркетинг).
В оперативной деятельности результаты финансового анализа применяются:
- для оценки финансового состояния компании;
- оценки прогнозируемых и достигнутых результатов деятельности;
- установления ограничений при формировании планов и бюджетов;
- прогнозирования банкротства.
В теории и практике АФО разработаны определенные подходы, методика ведения анализа, используемая аудиторами, арбитражными управляющими и другими специалистами. Это сродни наличию карты, в соответствии с которой специалист движется к намеченной цели. На рисунке 10.1 представлена группа лиц, заинтересованных в проведении финансового анализа.
Под методикой ведения АФО понимают установление определенной логической последовательности отдельных направлений анализа и взаимосвязи между ними. Выбор методики всегда зависит от особенностей конкретного бизнеса, стратегии развития компании, особенностей внешней среды и т.п. Так, целевая установка на рост эффективности продаж определяет в качестве приоритетного направления анализ доходности бизнеса, а в качестве ключевых показателей — динамику продаж, доли рынка, доходности вложений капитала. Все внешние и внутренние контрагенты компании, прямо или косвенно заинтересованные в результатах ее деятельности, — это стейкхолдеры (stekeholders).
Результатом установления логической последовательности аналитических процедур является формирование блок-схемы с выделением ключевых направлений анализа в соответствии с интересами конкретной группы пользователей, а также определение базовых оценочных показателей с указанием способа их расчета (рис. 10.2).
Анализ финансовой отчетности может проводиться как комплексно, так и по отдельным направлениям, определенным на этапе постановки цели и задач.
Последовательность ведения анализа финансовых отчетов:
- получение базовой информации (о владельцах предприятия, его руководстве, видах деятельности, положении в отрасли, учетной политике и т.п.);
- получение необходимых финансовых отчетов и примечаний к ним;
- определение глубины и направленности (содержания) анализа;
- анализ отдельных отчетов с использованием специальных методов обработки информации и интерпретация полученных данных;
- прогнозирование результатов деятельности фирмы и возможности погашения ее обязательств перед третьими лицами.
По степени детализации, глубины проводимого финансового анализа различают экспресс-анализ и детализированный анализ финансовых отчетов. С точки зрения основных направлений анализа они не отличаются друг от друга, но имеют разные целевые установки и разную степень глубины проработки проблемы.
Экспресс-диагностика финансового состояния компании — это обзор небольшого количества наиболее существенных показателей с целью выявления «болевых точек» в деятельности фирмы.
Детализированный анализ отчетности ориентирован на глубокую проработку проблем и разработку программы действий по решению сложных ситуаций. Алгоритм ведения исследования представлен на рис. 10.3.
Цель экспресс-диагностики – наглядная и простая оценка финансового состояния фирмы и результативности ее деятельности.
Чистые активы (net assets) — показатель, характеризующий остаточный интерес собственников на момент ликвидации компании. Существует несколько способов расчета данного показателя.
Первый способ расчета:
Активы – Обязательства = Чистые активы.
Такой способ расчета по экономическому содержанию приравнивает чистые активы к собственному капиталу компании (активы, очищенные от всех обязательств).
Второй способ расчета:
Активы – Текущие обязательства (ТО) = Чистые активы.
Данный способ целесообразно использовать при анализе долгосрочной эффективности компаний, имеющих в составе источников высокую долю долгосрочных обязательств в силу специфики бизнеса (например, строительные, рекламные компании). В этом случае чистые активы складываются из собственного капитала (СК) и долгосрочных обязательств (ДО). Такой показатель еще называют вложенным (используемым) капиталом (имеет и другие способы расчета). По сути, чем выше доля вложенного капитала в валюте баланса, т.е. чем больше у компании долгосрочных источников, тем выше ее финансовая устойчивость.
Оборотный (рабочий) капитал (working capital) — характеризует наличие (отсутствие) у компании резерва текущих (оборотных) активов на покрытие текущих (краткосрочных) обязательств. Данный показатель также имеет несколько способов расчета.
Первый способ расчета:
Текущие активы (ТА) – Текущие обязательства = Рабочий капитал (РК).
Второй способ расчета:
СК + ДО – ВА = РК,
где ВА — внеоборотные активы.
Согласно балансовому уравнению:
ТА + ВА = СК + ТО + ДО,
разница между текущими активами и текущими обязательствами составит:
ТА – ТО = СК + ДО – ВА.
Величина РК в значительной степени определяется составом и величиной оборотных средств. Уровень РК тесно связан как с риском, так и с рентабельностью деятельности компании. Недостаток РК означает, что компания имеет дефицит оборотных средств и, следовательно, нуждается в привлечении дополнительных источников (например, путем кредитования).
Что дает наличие такого рода методики? Постоянный мониторинг показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рыночной устойчивости компании позволяет менеджерам проводить сравнительный анализ, предупреждать негативные последствия интуитивных или запоздалых решений, своевременно корректируя финансовую стратегию компании.
- Финансовые механизмы работы служб взаимоотношений
- Корпоративное управление как система механизмов поиска консенсуса интересов стейкхолдеров
- Рекомендации по выстраиванию взаимоотношений с рынком капитала
- Задачи и функции подразделений компании, отвечающих за связи с ключевыми стейкхолдерами
- Мотивы и цели слияний и поглощений
- Определения слияний и поглощений
- Налоговое поле компании и основные элементы налогообложения
- Организация процесса налогового планирования
- Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу