Анализ отчетности и финансовый анализ

Финансовый анализ, будучи составной частью комплексного экономического анализа, является существенным элементом финансового менеджмента, т.е. его цели самым тесным образом связаны с управленческими решениями, реализующимися, в конечном счете, в управлении денежными потоками, поддержании платежеспособности компании во времени.

В экономической литературе выделяют два подхода к определению финансового анализа:

  • широкая трактовка: финансовый анализ — это «аналитические процедуры, позволяющие принимать решения финансового характера» (В. Ковалев). Подразумевается, что охватываются все разделы аналитической работы, связанные с управлением финансами, включая рынок капитала;
  • сфера финансового анализа сужается до анализа бухгалтерской отчетности. В Финансово-кредитном энциклопедическом словаре он определяется как совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую перспективу.
  • Было бы неверно сводить весь процесс аналитической работы исключительно к экономическому чтению финансовых отчетов. В то же время слишком вольная трактовка зачастую приводит к отождествлению финансового анализа и финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент имеет целый ряд функций, включая информационную, собственно управленческую и аналитическую. Финансовый анализ лежит в плоскости аналитического блока финансового менеджмента, реализуя именно эту функцию (обоснование решений и формулировка рекомендаций в процессе подготовки и обработки информации финансового характера).

В широком смысле слова объектами финансового анализа могут выступать рынки капитала, финансы страны или региона, сегмент рынка, международные финансы (макроуровень). С другой стороны, анализ может вестись в рамках компании, когда объектом выступает финансовая модель фирмы (микроуровень). В данной работе мы рассматриваем финансовый анализ как один из инструментов совершенствования финансовой модели компании.

В том случае, если объектом исследования выступает управление финансами компании, финансовый анализ может быть классифицирован на два подвида: внешний и внутренний.

Внешний анализ ориентирован на оценку инвестиционной привлекательности компании, ее кредитоспособности, т.е. ведется с позиции внешних пользователей (потенциального инвестора, кредитора, делового партнера). Поскольку в этом случае компания позиционируется как субъект рыночных отношений, анализ проводится с использованием общедоступной информации финансового и нефинансового характера, используемой для выявления факторов роста стоимости компании.

Внутренний анализ встраивается в систему управления финансами компании и ведется с позиции внутрифирменного аналитика. Целью его является обоснование решений инвестиционно-финансового характера в рамках разработанной и принятой стратегии развития компании.

Ключевой блок — анализ финансового положения и деловой активности организации на базе данных, представленных в систематизированной финансовой отчетности.

Речь идет об анализе финансовой отчетности (АФО), который позволяет аналитику оценить:

  • финансовую структуру (имущественное состояние) фирмы;
  • достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
  • структуру капитала и возможность погашения долгосрочных обязательств перед третьими лицами;
  • тенденции и сравнительную эффективность (направление развития компании);
  • ликвидность компании, возникновение угрозы банкротства;
  • деловую активность компании и др.

Анализ финансовой отчетности необходимо рассматривать в контексте тех целей, которые ставит перед собой исследователь. В связи с этим различают несколько базовых мотивов ведения регулярного АФО:

  • инвестирование в акции компании;
  • предоставление или продление кредита;
  • оценка финансовой устойчивости поставщика или покупателя;
  • оценка возможности получения компанией монопольной прибыли (что провоцирует антимонопольные санкции со стороны государства);
  • прогнозирование вероятности финансовой несостоятельности компании;
  • внутренний анализ эффективности деятельности компании с целью оптимизации решений по увеличению финансового результата и укреплению ее финансового состояния.

Таким образом, АФО является неотъемлемой частью как внешнего, так и внутреннего финансового анализа, обеспечивающей возможность оценки имущественного и финансового положения компании на базе внешней публичной отчетности.

Следует подчеркнуть, что принятие решений об инвестировании капитала, получении кредита, предотвращении банкротства и в целом эффективное управление бизнесом невозможно без проведения своевременной и всеобъемлющей диагностики состояния предприятия.

Обычно методы финансового и организационного диагноза описываются как самостоятельные процедуры. В действительности диагностика должна рассматриваться как одна из фаз модели планируемых организационных изменений, а также процесса консультирования.

Речь идет о необходимости комплексного анализа состояния компании во избежание ошибок менеджеров при принятии ими управленческих решений. Отдельными составляющими такого комплексного исследования являются: менеджмент организации, основные бизнеспроцессы, финансы, маркетинг, управление персоналом.

Следовательно, работа по диагностике должна проводиться в несколько этапов:

  • постановка целей диагноза;
  • финансовый анализ;
  • анализ отклонений;
  • поиск причин появившихся отклонений;
  • организационный диагноз;
  • планирование действий.

В рамках указанного подхода определяющими характеристиками компании являются ее организационно-функциональная, организационно-финансовая и организационно-правовая структуры.

Четко выстроенная организационно-функциональная структура позволяет ответить на вопрос: какие функции необходимо выполнять?

В случае если какая-либо из функций окажется нереализованной, возникает сбой основной деятельности компании. Именно поэтому четкое распределение функций является принципиально важным. Развитие компаний по организационно-функциональному направлению может проходить от линейной через линейно-штабную и дивизионную к смешанным и многомерным.

С другой стороны, если бизнес диверсифицирован, приоритетной становится проблема оценки финансовых результатов того или иного направления. Ответить на предложенный выше вопрос помогает правильно выстроенная организационно-финансовая структура компании.

Элементами этой структуры, в отличие от отделов и департаментов, являются выделенные бизнесы с выявлением финансовых потоков по каждому из них. Данные субъекты финансовой структуры получили название «центры финансового учета» либо «центры финансовой ответственности».

Отмечают три типа такого рода центров:

  • «профит-центры», т.е. устойчиво функционирующие подразделения, получающие реальную прибыль;
  • инвестиционные или «venture-центры», прибыль в которых будет получена в будущем (они могут быть определены как внутренний инвестиционный кредит);
  • центры затрат — подразделения, необходимые функционально, но не приносящие прямого дохода (юридический отдел, служба безопасности и др.).

В рамках выделенных центров организуется движение финансовых потоков.

Организационно-правовая структура дает возможность получить ответ на вопрос: в какой форме будет вести свою деятельность компания? Следовательно, необходимо продумать и создать такую организационно-правовую структуру, субъектами которой будут конкретные юридические лица в нужной и оптимальной организационно-правовой форме, с соответствующей требованиям компании юрисдикцией.

Комплексная финансовая и организационная диагностика — это два взаимосвязанных подхода к анализу состояния предприятия, грамотное соединение которых дает аналитикам и менеджерам мощный инструмент управления будущим для обеспечения длительного функционирования компании в сложных и постоянно меняющихся экономических условиях.

Анализ финансовой отчетности является частью аналитических процедур, имеющей исключительное значение для обоснования целого ряда управленческих решений. При этом контрольная функция отходит на второй план.

Целевой установкой систематического рассмотрения содержания финансовых отчетов является получение достоверных данных, в совокупности характеризующих текущую финансовую устойчивость компании и имеющих прогнозную ценность. Итогом такой деятельности будет создание системы базовых, наиболее информативных параметров, дающих представление о финансовом состоянии компании, эффективности ее функционирования как самостоятельно хозяйствующего субъекта, используемых в текущей деятельности компании.

Результаты финансового анализа используются в рамках реализации стратегии компании:

  • при получении кредитов;
  • привлечении инвестиций;
  • выходе на фондовую биржу;
  • сравнении собственной компании с другой (бенчмаркетинг).

В оперативной деятельности результаты финансового анализа применяются:

  • для оценки финансового состояния компании;
  • оценки прогнозируемых и достигнутых результатов деятельности;
  • установления ограничений при формировании планов и бюджетов;
  • прогнозирования банкротства.

В теории и практике АФО разработаны определенные подходы, методика ведения анализа, используемая аудиторами, арбитражными управляющими и другими специалистами. Это сродни наличию карты, в соответствии с которой специалист движется к намеченной цели. На рисунке 10.1 представлена группа лиц, заинтересованных в проведении финансового анализа.

Под методикой ведения АФО понимают установление определенной логической последовательности отдельных направлений анализа и взаимосвязи между ними. Выбор методики всегда зависит от особенностей конкретного бизнеса, стратегии развития компании, особенностей внешней среды и т.п. Так, целевая установка на рост эффективности продаж определяет в качестве приоритетного направления анализ доходности бизнеса, а в качестве ключевых показателей — динамику продаж, доли рынка, доходности вложений капитала. Все внешние и внутренние контрагенты компании, прямо или косвенно заинтересованные в результатах ее деятельности, — это стейкхолдеры (stekeholders).

Результатом установления логической последовательности аналитических процедур является формирование блок-схемы с выделением ключевых направлений анализа в соответствии с интересами конкретной группы пользователей, а также определение базовых оценочных показателей с указанием способа их расчета (рис. 10.2).

Анализ финансовой отчетности может проводиться как комплексно, так и по отдельным направлениям, определенным на этапе постановки цели и задач.

Последовательность ведения анализа финансовых отчетов:

  • получение базовой информации (о владельцах предприятия, его руководстве, видах деятельности, положении в отрасли, учетной политике и т.п.);
  • получение необходимых финансовых отчетов и примечаний к ним;
  • определение глубины и направленности (содержания) анализа;
  • анализ отдельных отчетов с использованием специальных методов обработки информации и интерпретация полученных данных;
  • прогнозирование результатов деятельности фирмы и возможности погашения ее обязательств перед третьими лицами.

По степени детализации, глубины проводимого финансового анализа различают экспресс-анализ и детализированный анализ финансовых отчетов. С точки зрения основных направлений анализа они не отличаются друг от друга, но имеют разные целевые установки и разную степень глубины проработки проблемы.

Экспресс-диагностика финансового состояния компании — это обзор небольшого количества наиболее существенных показателей с целью выявления «болевых точек» в деятельности фирмы.

Детализированный анализ отчетности ориентирован на глубокую проработку проблем и разработку программы действий по решению сложных ситуаций. Алгоритм ведения исследования представлен на рис. 10.3.

Цель экспресс-диагностики – наглядная и простая оценка финансового состояния фирмы и результативности ее деятельности.

Чистые активы (net assets) — показатель, характеризующий остаточный интерес собственников на момент ликвидации компании. Существует несколько способов расчета данного показателя.

Первый способ расчета:

Активы – Обязательства = Чистые активы.

Такой способ расчета по экономическому содержанию приравнивает чистые активы к собственному капиталу компании (активы, очищенные от всех обязательств).

Второй способ расчета:

Активы – Текущие обязательства (ТО) = Чистые активы.

Данный способ целесообразно использовать при анализе долгосрочной эффективности компаний, имеющих в составе источников высокую долю долгосрочных обязательств в силу специфики бизнеса (например, строительные, рекламные компании). В этом случае чистые активы складываются из собственного капитала (СК) и долгосрочных обязательств (ДО). Такой показатель еще называют вложенным (используемым) капиталом (имеет и другие способы расчета). По сути, чем выше доля вложенного капитала в валюте баланса, т.е. чем больше у компании долгосрочных источников, тем выше ее финансовая устойчивость.

Оборотный (рабочий) капитал (working capital) — характеризует наличие (отсутствие) у компании резерва текущих (оборотных) активов на покрытие текущих (краткосрочных) обязательств. Данный показатель также имеет несколько способов расчета.

Первый способ расчета:

Текущие активы (ТА) – Текущие обязательства = Рабочий капитал (РК).

Второй способ расчета:

СК + ДО – ВА = РК,

где ВА — внеоборотные активы.

Согласно балансовому уравнению:

ТА + ВА = СК + ТО + ДО,

разница между текущими активами и текущими обязательствами составит:

ТА – ТО = СК + ДО – ВА.

Величина РК в значительной степени определяется составом и величиной оборотных средств. Уровень РК тесно связан как с риском, так и с рентабельностью деятельности компании. Недостаток РК означает, что компания имеет дефицит оборотных средств и, следовательно, нуждается в привлечении дополнительных источников (например, путем кредитования).

Что дает наличие такого рода методики? Постоянный мониторинг показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рыночной устойчивости компании позволяет менеджерам проводить сравнительный анализ, предупреждать негативные последствия интуитивных или запоздалых решений, своевременно корректируя финансовую стратегию компании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)