Анализ динамики рынка

Зрелые рынки (реальная емкость которых близка к потенциальной) растут в натуральном выражении, как правило, на 2-4 % в год. Таков рост в масло-жировой промышленности, на рынке мороженого, на многих других продовольственных рынках.

Молодые рынки (и категории) могут расти на 20-30 % в год и более. На рынке мобильной связи с 2001 по 2004 г. наблюдалось практически ежегодное удвоение абонентской базы и, соответственно, количества реализованных телефонов и контрактов. Затем темп роста существенно замедлился (рис. 11.1).

Количество семей, имеющих доступ к сети Интернет с домашних компьютеров, растет в последние 5 лет приблизительно на 35 % в год. Замедление темпов роста можно ожидать только после того, как этой услугой станут пользоваться более 35 % российских домохозяйств. Ориентировочно это произойдет в середине 2009 г

Анализируя рост в стоимостных показателях, необходимо делать существенную поправку на инфляцию, как рубля (12—15 % Б ГОД В 2002—2005 гг.), так и доллара и евро (от 5 до 17 % в год). Так что отрасли, темпы роста которых в последние 3 года не превышали 10-12 % в долларовом выражении, на самом деле сдавали свои позиции в пользу отраслей с более высокой динамикой стоимостных приростов.

Отрасли, которые росли на 15-17 % в год, на самом деле только сохраняли паритет. И лишь отрасли, стоимостной рост в которых устойчиво превышал 20 % в год, действительно наращивали свой потенциал.

За последние 5 лет совокупная доля рынков продуктов питания в структуре общего потребления снизилась с 46—48 до 32—34 %, а вот совокупная доля рынков услуг, напротив, возросла с 16-18 до 26-27 % в совокупном потреблении. Под структурными изменениями рынка мы подразумеваем относительное изменение «веса» различных категорий и товарных групп внутри отдельного рынка, а также изменение долей ценовых сегментов одного и того же рынка.

Так, за последние 5 лет существенно (с 2 до 15 % от общего объема потребления) выросладоляпивав алюмипиевых банках.3аметно(с 5до 12 % в стоимостном выражении) увеличилась доля премиального сегмента па том же рынке пива; а вот доля среднего ценового сегмента несколько сократилась.

Интересно
В структуре потребления мобильных телефонов в 2005 и 2006 гг. росла доля относительно дорогих аппаратов (от 200 долл. и выше); а на рынке обуви — напротив, активнее всего рос средний ценовой сегмент — 1500—3500 руб. за пару. В структуре потребления мясных полуфабрикатов глубокой заморозки за последние 5 лет снизилась (с 85 до 70 % рынка) доля пельменей и возросла доля блинчиков, хинкали, котлет и других продуктов. 

Из этих трех таблиц видно, что журнал «Профиль», формально лидировавший по всем валовым показателям в 2001 г., стремительно сдал свои позиции. В апреле 2002 г. журнал «Деньги* лидировал по 4 из 5 статическим показателям, уступив «Эксперту» лишь 1 позицию — среднюю розничную цену номера. Через год «Эксперт» уже лидировал также по выручке и доле в совокупной выручке «большой» пятерки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)