Акты саморегулируемых организаций как источник энергетического права

В связи с активизацией института саморегулирования нельзя не отметить возрастающую роль саморегулируемых организаций в регулировании энергетических отношений.

Различные правовые аспекты деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации, их правовой природы, особенностей их регулирующего воздействия на общественные отношения были предметом многий научных исследований.

Данные организации наделены законодателем особыми публичными полномочиями.

Законодатель прямо предусмотрел право саморегулируемых организаций устанавливать дополнительные правила предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» стандарты и правила саморегулируемых организаций могут включать и дополнительные, по сравнению с имеющимися нормами законодательства, нормы регулирования предпринимательской деятельности.

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на акты такой саморегулируемой организации в сфере электроэнергетики, как Совет рынка.

В соответствии с п. 3 ст. 33 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Совет рынка осуществляет в том числе следующие функции: разработка формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью, иными товарами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, а также оказание услуг, связанных с обращением указанных товаров на оптовом рынке.

Принятые Советом рынка документы размещены на официальном сайте Совета рынка.

Правовой анализ актов, принятых Советом рынка, показывает, что данные акты распространяются не только на участников оптового рынка, но и на иных лиц.

В соответствии с п. 2 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности», к участникам оптового рынка относятся: поставщики электрической энергии и мощности и покупатели электрической энергии и мощности, получившие статус субъектов оптового рынка, заключившие обязательные для участников оптового рынка договоры и совершившие иные необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В соответствии с разработанным Советом рынка Положением о порядке предоставления финансовых гарантий на оптовом рынке установлены требования и способы обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности, перечень обязательств, исполнение которых должно быть обеспечено финансовыми гарантиями, порядок и сроки предоставления, определение величины необходимого обеспечения, использования финансовых гарантий.

В п. 3.2 данного Положения установлено, что банк-гарант выдает покупателю банковскую гарантию в соответствии с требованиями и в порядке, установленном настоящим Положением.

Таким образом, действие настоящего положения распространяется не только на участников оптового рынка, но и на банки.

Помимо актов указанной саморегулируемой организации, следует обратить внимание на акты саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих работы по проектированию, инженерным изысканиям, строительство энергетических объектов.

Требования к деятельности данных саморегулируемых организаций закреплены в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Положения Градостроительного кодекса предусматривают не только возможность устанавливать дополнительные правила осуществления предпринимательской деятельности, но также уполномочия определять отдельные условия конкретных договоров подряда, включая, в частности, условия, касающиеся страхования, которые должны быть включены в договор (ст. 55.1–55.5).

Необходимо отметить, что предоставленное законодателем право саморегулируемые организации реализуют на практике, что подтверждается положениями соответствующих актов саморегулируемых организаций.

Так, например, СРО НП «Объединение организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт энергетических объектов, сетей и подстанций «ЭНЕРГОСТРОЙ» утверждены Требования к страхованию членами НП «ЭНЕРГОСТРОЙ» рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, в которых определяются основные требования к условиям страхования строительно-монтажных работ, в том числе в части обязанностей страховой компании.

Требования к условиям страхования, обязательные для страховых компаний, содержатся и в Правилах иных СРО, в том числе СРО НП по строительству нефтегазовых объектов «Нефтегазстрой». Таким образом, определенные правила саморегулируемых организаций распространяются не только на членов данных организаций, но и на иных лиц, в частности на страховые компании.

Таким образом, акты саморегулируемых организаций оказывают существенное регулирующее влияние на общественные отношения в сфере энергетики и занимают самостоятельное место среди источников энергетического права.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)