Актуализация проблемы трудового обучения в отечественной педагогике конца XIX века

Коренные изменения, произошедшие в педагогике конца XIX в. повлекли за собой реформирование общеобразовательной школы и, в частности, обоснование необходимости ручного труда, что обусловливалось рядом факторов, среди которых, согласно классификации М. Г. Ярошевского, следует выделить экстернальные (в нашем случае – социально-исторические) и интернальные (когнитивные, психолого-педагогические).

Необходимость ручного труда в общеобразовательной школе России обосновывалась следующими факторами:

  • бурным развитием науки и техники, промышленности, потребовавшим инициативных и образованных рабочих, руководителей производства;
  • обострением политико-экономической конкуренции с другими странами;
  • кризисом официальной школы, её неспособностью удовлетворять потребностям социально-экономического развития страны, а также диалогами и столкновениями различных идейных течений, которые повлекли за собой выдвижение на первый план представлений о творческой личности.

Развитие психолого-педагогической мысли послужило своеобразным ответом на запросы общества и выражалась в том, что:

  • потребность в грамотных, инициативных, конкурентоспособных специалистах оказалось возможным удовлетворить, используя достижения психологии и физиологии (осознание единства психофизической жизни человека, учение о сигнальной деятельности коры головного мозга и о развивающей роли руки в этой деятельности и др.);
  • представители разных концептуальных направлений (например, революционные демократы и основоположник свободного воспитания в России Л. Н. Толстой) при всем различии своих идей сходились в признании и высокой оценке ручного труда для формирования нравственной и эстетической культуры, физического совершенствования ученика;
  • на взгляды русских педагогов оказала влияние западноевропейская педагогическая наука (В. Лай, Г. Кершенштейнер) и дидактика ручного труда за рубежом (Шведская, Датская, Американская, Французская системы ручного труда);
  • в конце XIX – начале ХХ в. начал реализовываться принцип связи школы с жизнью, осуществлявшийся через преобразование окружающей среды, через труд.

В конце XIX века экономика России достигла значительных успехов. Промышленный подъём 1890-х способствовал окончательному формированию структуры производства, доминирующую роль в которой играла крупная промышленность.

Быстрое развитие научных знаний, в частности, прикладных физико-математических, изменило способы промышленного производства.

Открытия, сделанные в различных областях естествознания, всё ощутимее воздействовали на развития ведущих отраслей промышленности (применение электроэнергии в системах связи, в технологических процессах металлургических, машиностроительных, химических предприятий и т. д.).

Достижения органической и неорганической химии определили возникновение и расширение производства искусственного волокна, синтетического жидкого топлива, пластмассы и т.п.

Успехи механики способствовали коренному улучшению конструирования машин и инженерных сооружений.

Мелкая кустарная промышленность утратила своё значение, так как ручное производство не могло конкурировать с машинным. Новая крупная промышленность уже не могла обходиться без рабочих, имеющих достаточное общее образование.

Помимо этого, от работников производства требовалась инициатива, ловкость и сообразительность, способность быстро приспосабливаться к изменяющимся и совершенствующимся орудиям труда и технологическим процессам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)