Актуализация проблемы трудового обучения в отечественной педагогике конца XIX века
Коренные изменения, произошедшие в педагогике конца XIX в. повлекли за собой реформирование общеобразовательной школы и, в частности, обоснование необходимости ручного труда, что обусловливалось рядом факторов, среди которых, согласно классификации М. Г. Ярошевского, следует выделить экстернальные (в нашем случае – социально-исторические) и интернальные (когнитивные, психолого-педагогические).
Необходимость ручного труда в общеобразовательной школе России обосновывалась следующими факторами:
- бурным развитием науки и техники, промышленности, потребовавшим инициативных и образованных рабочих, руководителей производства;
- обострением политико-экономической конкуренции с другими странами;
- кризисом официальной школы, её неспособностью удовлетворять потребностям социально-экономического развития страны, а также диалогами и столкновениями различных идейных течений, которые повлекли за собой выдвижение на первый план представлений о творческой личности.
Развитие психолого-педагогической мысли послужило своеобразным ответом на запросы общества и выражалась в том, что:
- потребность в грамотных, инициативных, конкурентоспособных специалистах оказалось возможным удовлетворить, используя достижения психологии и физиологии (осознание единства психофизической жизни человека, учение о сигнальной деятельности коры головного мозга и о развивающей роли руки в этой деятельности и др.);
- представители разных концептуальных направлений (например, революционные демократы и основоположник свободного воспитания в России Л. Н. Толстой) при всем различии своих идей сходились в признании и высокой оценке ручного труда для формирования нравственной и эстетической культуры, физического совершенствования ученика;
- на взгляды русских педагогов оказала влияние западноевропейская педагогическая наука (В. Лай, Г. Кершенштейнер) и дидактика ручного труда за рубежом (Шведская, Датская, Американская, Французская системы ручного труда);
- в конце XIX – начале ХХ в. начал реализовываться принцип связи школы с жизнью, осуществлявшийся через преобразование окружающей среды, через труд.
Быстрое развитие научных знаний, в частности, прикладных физико-математических, изменило способы промышленного производства.
Открытия, сделанные в различных областях естествознания, всё ощутимее воздействовали на развития ведущих отраслей промышленности (применение электроэнергии в системах связи, в технологических процессах металлургических, машиностроительных, химических предприятий и т. д.).
Успехи механики способствовали коренному улучшению конструирования машин и инженерных сооружений.
Помимо этого, от работников производства требовалась инициатива, ловкость и сообразительность, способность быстро приспосабливаться к изменяющимся и совершенствующимся орудиям труда и технологическим процессам.
- Образовательная функция обучения ручному труду
- Художественное воспитание
- Ручной труд в деле эстетического воспитания
- Ручной труд в деле физического воспитания
- Трудовое воспитание
- Воспитательная функция ручного труда
- Интеграция отечественной и зарубежной педагогики
- Ручной труд в Швеции
- Ручной труд во Франции
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу