Активная или подвижная перемена

Регулярное выполнение физических упражнений и подвижных игр на активной перемене повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность. Проведение таких перемен возлагается на учителей, классных руководителей, пионерских вожатых, физкультурный, пионерский и комсомольский актив школы.

Особая роль в этом отводится учащимся старших классов — общественным инструкторам. Игры и упражнения во время больших перемен рекомендуется проводить на открытом воздухе. В случае неблагоприятных погодных условий (дождь, сильный мороз, ветер и др.) занятия переносятся в помещение школы — в хорошо проветренные коридоры.

Школьники занимаются в повседневной одежде; в холодную погоду надевают куртки, пальто, головные уборы, соответствующую обувь.Комплексы физических упражнений, выполняемые под музыку, и подвижные игры необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей учащихся.

При этом используется материал учебной программы по физической культуре:

  • общеразвивающие и танцевальные упражнения,
  • подвижные игры,
  • элементы спортивных игр,
  • упражнения с мелким спортивным инвентарем и др.

Ученики подготовительных и младших классов не имеют еще достаточного двигательного опыта, чтобы самостоятельно организовать игры. Поэтому в данном случае роль учителя-классовода становится первостепенной. Дети очень любят, когда игры сопровождаются советами и подбадриванием.

Школьники IV—VI классов более самостоятельны и предпочитают игры, в которых требуется проявлять инициативу, принимать быстрые решения. Тем не менее, классный руководитель должен помогать им в организации игр, судействе.

Учитывая, что физические возможности мальчиков и девочек в этом возрасте существенно различаются, следует, начиная с 4 класса предусмотреть некоторые игры по интересам с учетом пола и физических возможностей.Учащимся старших классов импонируют самостоятельные игры.

Как правило, они отдают предпочтение таким упражнениям, как броски мяча в баскетбольную корзинку, в гандбольные и футбольные ворота, занятия с гантелями, гирями, кросс в медленном темпе и т.д. Классный руководитель должен следить, чтобы нагрузки не превышали допустимые.

Игры большой интенсивности чрезвычайно возбуждают школьников, они не успевают успокоиться к началу урока и переключиться на учебную деятельность.Одним из основных условий активных перемен является произвольный характер отдыха, не принуждающий учащихся к обязательному выполнению намеченных игр и упражнений. Нужно, чтобы учащиеся избрали для расширения двигательной активности тот вид двигательных действий, который им хорошо знаком и наиболее интересен.

1 – 3 КЛАССЫ

«Пустое место». Все играющие, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого, руки за спину. Водящий бежит с внешней стороны круга, дотрагивается до кого- либо из играющих и после этого продолжает бежать вокруг круга в ту или иную сторону.

Игрок, которого, коснулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются, поднимая руки вверх, приседают друг перед другом и т. п. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

4 – 6 КЛАССЫ

«Попади в мяч». Посреди площадки лежит волейбольный мяч. Играющие делятся на 2 команды и выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах площадки. Желательно, чтобы между ними было расстояние 18—20 м. Перед носками играющих проводится по черте. Каждый из игроков одной команды (по жребию) получает по маленькому мячу. По команде учителя игроки бросают мячи

В волейбольный мяч, стараясь откатить его к противостоящей команде. Игроки из другой команды собирают брошенные мячи и по сигналу метают их в волейбольный мяч, стараясь откатить его обратно. Так поочередно команды метают мячи установленное количество раз. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой.

7 – 8 КЛАССЫ

«Бег командами». Играющие делятся на 2 команды и выстраиваются в колонны по одному. Каждый в колонне обхватывает руками стоящего впереди. Перед колоннами проводится стартовая черта. Напротив каждой колонны на расстоянии 15—20 м кладут предметы, обозначающие места поворота команд.

По сигналу учителя все стоящие в колоннах бегут вперед до стойки, огибают ее и возвращаются назад, пробегая стартовую черту. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию не разъединившись и раньше прошли стартовую черту.

Игры на переменах

«Покажи мяч!»
По команде учителя дети подбрасывают и ловят мячи (6—8 раз). Учитель говорит: «Покажи мяч!» — и дети поднимают его над головой. Игра повторяется 3—4 раза.

«Воробышки».
Посредине площадки чертятся (или прокладываются шнурками) на расстоянии 3— 4 м две параллельные линии. Это дорожка, с одной стороны которой поле, с другой — луг. Воробышки (дети) махая руками, как крыльями, свободно передвигаются по полю. Учитель говорит: «Воробышки, спускайтесь на землю и прыгайте по дорожке!» Дети прыгают на двух ногах через дорожку на луг. Когда все ребята окажутся по другую сторону дорожки, учитель вновь разрешает летать, не переходя черту. Игра повторяется. В конце учитель отмечает лучших «воробьев».

Физкультминутка (1 – 3 классы)

«С бережка на бережок».

Посредине площадки на землю кладут шнур — это ручеек. Школьники идут в колонне, подходят к ручейку и становятся на одном его берегу. Учитель предлагает попрыгать с бережка на бережок и предупреждает, что прыгать нужно очень хорошо, иначе можно попасть ногами в ручей.

Дети с места толчком двух ног перепрыгивают через ручей по 5—6 раз туда и обратно. Учитель останавливает детей, называет хорошо выполнивших упражнение. Игра повторяется 3—4 раза.

«Птицы и дождь».
На площадке, недалеко от гимнастической стенки, бегают дети — это птицы. Учитель говорит: «Дождь пошел», «Буря налетела» и т. п. Птицы спешат укрыться на дереве (гимнастической стенке). Через некоторое время учитель говорит: «Солнце выглянуло», «Дождь прошел» и т. д. Ребята слезают со стенки и вновь бегают по площадке. Учитель следит, чтобы дети бегали по всей площадке.

Игры на переменах (3 класс) “Защити товарища!” Ребята стоят в кругу. Выбирают двух водящих. Один из них встает в центр круга. Учащиеся стараются попасть мячом в водящего (в голову целиться запрещается). Второй водящий защищает своего товарища, отбивая мяч руками и ногами, прикрывая туловищем. При попадании мячом в первого водящего попавший занимает его место, первый водящий защищает товарища, а второй (допустивший попадание) становится в круг, и игра продолжается.

“Догони свою пару!” Ребята стоят парами у двух линий на расстоянии 2 – 3 м. друг от друга. По сигналу руководителя они бегут до противоположного края площадки (20 – 30 метров). Стоящий сзади старается догнать впереди бегущего. Обратно дети идут шагом. После трех пробежек они меняются местами. Побеждает тот, кто большее число раз догнал впереди стоящего.

Физкультминутка (4 – 6 классы) Эстафета со скакалкой. Школьники стоят у черты в 4 колонны. В руках у стоящих впереди скакалки. По команде руководителя они бегут, прыгая через скакалки, до мячей, лежащих у противоположного конца площадки, и обратно. Подбежав к колонне, передают скакалку следующему школьнику, а сами занимают место в конце колонны. Упражнение выполняют следующие ребята. Побеждает колонна, игроки которые лучше выполнили упражнение или закончили первыми. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Игры на переменах (2 класс)

«Прыжок за прыжком». Играющие делятся на две команды. На земле (полу) чертится линия. Игрок одной команды подходит к линии и прыгает от нее, оттолкнувшись двумя ногами. Место приземления отмечается. От этой отметки игрок другой команды прыгает по направлению к линии. То же выполняют следующие игроки. Выигрывает команда, сумевшая перепрыгнуть через линию в сторону соперника.

Физкультминутка (7 – 8 классы)

«Борьба за мяч».

Ученики делятся на равные по числу команды и располагаются на площадке для игры в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу ребята стараются быстрее выполнить 5—10 передач между своими игроками. За каждую передачу команда получает очко (счет ведет руководитель). Игра продолжается до 10 мин. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Динамический час

Для детей подготовительного и младших классов рекомендуются следующие подвижные игры и физические упражнения. Игры с бегом: «Хитрая лиса», «Быстро возьми, быстро положи!», «Перемени предмет», ловишка «Ноги от земли», «Ловишка в кругу», «Ловишка! Бери ленту!», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Два Мороза», «Догони свою пару!», «Не мочи ног!», «Горелки», «Веселые соревнования» и др.

Игры с прыжками: «Лягушка и цапля», «Не попадись!», «Волк во рву». Игры с лазаньем: «Перелет птиц», «Ловля обезьян». Игры с метанием и ловлей: «Охотники и звери», «Ловушка с мячом», «Стой!», «Кого назвали, тот и ловит». Игры с несколькими движениями. Несложные эстафеты (с бегом, прыжками, подлезанием, перешагиванием и др.).

Игры с элементами спорта, для выполнения которых ребята должны научиться выполнять некоторые упражнения, характерные для этих видов спорта. Для школьников младшего и среднего возраста динамический час продленного дня используется как одна из эффективных форм активного отдыха, способствующая расширению двигательной активности учащихся и совершенствованию физических качеств, подготовке к сдаче нормативов комплекса БГТО.

Игры с умеренной и большой интенсивностью действий, требующие большой затраты сил и энергии, должны чередоваться с кратковременными перерывами — активным отдыхом.Игры способствуют развитию и совершенствованию ловкости, силы, быстроты, выносливости, а также гибкости и способности произвольно расслаблять мышцы.

О развитии ловкости школьника можно судить по тому, какими сложными движениями он владеет и какое время ему необходимо для достижения большей точности движений.
Для развития ловкости целесообразно использование игр, побуждающих учеников незамедлительно переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке («Салки» — 1 класс, «Зайцы в огороде» —2 класс, «Подвижная цель» —3 класс).

В младшем школьном возрасте быстро совершенствуется способность к различным точным движениям, характеризующим ловкость и координацию. Этому помогают игры с метанием мяча в цель, подбрасыванием, перебрасыванием и ловлей мяча, различные сложные манипуляции с мелкими предметами — палочка ми, колечками, кубиками и т.д.

Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие тела в статическом положении и при движении. Основными упражнениями для воспитания равновесия служат игры-эстафеты, включающие ходьбу и бег по скамейке или бревну различными способами (например, эстафета с лазаньем и перелезанием и пр.).

Игры, рекомендуемые для развития силы, не должны быть предельными по нагрузке. Максимальные напряжения и предельные по объему нагрузки связаны с большими энергозатратами, а это может привести к общей задержке роста школьников.

В младшем школьном возрасте воспитание силы мышц может применяться только как основа для развития быстроты и выносливости. Для воспитания силы подходят игры, требующие проявления кратковременных скоростно-силовых напряжений, умеренных по нагрузке («Кто дальше бросит» — 1 – 2 классы, «Альпинисты» — 3 класс и др.).

Для воспитания силовой выносливости у школьников младших классов используются игры и упражнения, требующие достаточно длительного сохранения определенных поз: стояние на носках, упражнение «ласточка», смешанные висы, упоры и др.

Для совершенствования статической выносливости может применяться игра «Замри!», игры-эстафеты «Не упади!», «Дни недели» и др. К играм, способствующим воспитанию силовой выносливости динамического характера, относятся двигательные действия с многократным сгибанием и разгибанием рук в положении упора, смешанные висы, приседания, переползания и др. («Через речку по бревну», «Кролики», «Пчелы и медвежата», «Пройди под шнуром!» и др.).

Основное внимание на динамическом часе продленного дня должно отводиться играм, совершенствующим быстроту движений. При воспитании быстроты ставятся две основные задачи: увеличение скорости одиночных простых движений и увеличение частоты движений в действиях, связанных с перемещением всего тела в пространстве.

Чтобы совершенствовать у детей способность быстро улавливать глазами движущийся предмет, используются подвижные игры с большими и малыми мячами (для тенниса, настольного тенниса), воланами для бадминтона.

Реакция выбора — это нахождение наилучшего способа действия или ответа на действия противника. В предлагаемой игре количество возможных вариантов сначала должно быть очень небольшим. Каждый из них заранее хорошо осваивается детьми, и только после этого игра или упражнение осваивается полностью (например, «Космонавты», «Туристы» и др.).

Имеется и другой метод совершенствования реакции выбора, при котором воспитатель ставит перед учащимися только общую задачу, например, предлагает преодолеть в максимально быстром темпе несколько препятствий, составленных из разных предметов. Каким способом преодолеть каждое из них и в каком порядке, учащиеся выбирают сами, соответственно своим физическим возможностям.

На динамическом часе для тренировки у школьников быстроты реакции на внезапный звуковой, зрительный сигналы широко используются игры «Совушка» — (1 класс), «Вызов номеров» (2 класс), эстафета с бегом(3 класс).

Для воспитания быстроты движений применяются игры- упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время («Команда быстроногих» — 1 класс, «Сквозь стенку» — 2 класс, «Стой—беги!» — 3 класс).Кроме развития быстроты в 1 задачи динамического часа продленного дня входит также формирование у школьников способности выполнять скоростную работу возможно более длительное время.

Выносливость воспитывается путем применения физических упражнений и игр с общей физической нагрузкой, несколько больше той, которую школьник привык переносить. В процессе выполнения таких нагрузок организм постепенно адаптируется к состоянию утомления, приобретается способность выполнять то или иное движение более длительно, а затем быстро восстанавливать силы после физических нагрузок.

Для воспитания выносливости у школьников подготовительных и младших классов широко применяются игры с краткими повторениями действий и с непрерывным движением, связанным со значительной затратой сил и энергии. Например, в игре «Стая» по площадке медленно бегут дети — стая птиц.

Впереди вожак, который ведет стаю по площадке вокруг различных спортивных сооружений в течение 2— 2,5 мин. (вожака обгонять не разрешается). Затем по знаку воспитателя стая рассыпается.

Каждый стремится быстро найти какое-нибудь укрытие (дерево, куст) или вспорхнуть на веточку (бревно, скамейка и т. п.). «Птица», спрятавшаяся последней, выбывает на одно повторение из игры. Назначается новый вожак, и стая летит за ним в другую сторону. Игра повторяется 4— 5 раз. В конце отмечается вожак, выдержавший нужный темп бега и выбравший самый интересный маршрут.

Физические упражнения на удлиненной перемене с предметами

Примерные упражнения с малыми мячами для детей 8-9 лет:

  • Подбросить мяч и поймать его двумя руками.
  • То же, но во время полета мяча сделать один, два, три хлопка в ладоши (как можно больше сделать хлопков за время полета мяча).
  • То же, но сделать хлопок в ладоши впереди и за спиной.
  • Подбросить мяч, повернуться на 360 и поймать его после первого подскока.
  • То же, но поймать мяч, не дав ему упасть на землю.
  • Передать мяч за спиной из одной руки в другую то в одну, то в другую сторону.
  • Ударить мяч о землю одной рукой и поймать другой.
  • То же, но при ударе мяча о землю сделать приставной шаг.

Примерные упражнения с малыми мячами для детей 10-12 лет:

  • Подбросить мяч и поймать, не сходя с места.
  • Подбросить мяч одной рукой, а поймать другой.
  • Подбросить мяч, успеть коснуться земли одной рукой (двумя руками) и поймать.
  • Положить мяч между носками, выпрямиться и, не сгибая ног, наклониться, взять мяч (упражнение для развития гибкости).
  • Наклониться вперед, левой рукой положить мяч у пятки с наружной стороны, выпрямиться, вторично наклониться и взять мяч правой рукой (упражнение для развития гибкости).
  • Ударить мяч о землю левой рукой под поднятой правой ногой, поймать правой рукой.
  • Подбросить мяч правой рукой за спиной и поймать его впереди левой. После освоения броска правой научиться бросать левой.
  • То же, но поймать одной рукой.
  • «Чей мяч подскочит выше”: сильно ударить мяч о землю, чтобы он подскочил как можно выше.
  • Зажать мяч ступнями, прыжком подбросить его и поймать.
  • Подбросить и поймать мяч во время ходьбы и бега.
  • Во время ходьбы и бега ударить впереди себя мяч о землю и поймать его.

Примерные упражнения с гантелями для детей 13-14 лет (вес гантелей для девочек – 200-300 г., для мальчиков – 300-500 г.).

Исходное положение — стойка ноги врозь, руки вниз.

Круговые движения двумя руками вперед и назад.

1 – руки вперед, 2 – руки вниз, 3 – руки вверх, 4 – и.п. 1 – руки через стороны вверх, 2 – и.п., 3‚4 – то же.
1 – согнуть руки, 2 – и.п.‚ 3 – согнуть руки, ладонями вперед, 4 – и.п.

Исходное положение – стойка ноги врозь, руки к плечам.

1 – правую руку вверх. 2- и.п., 3 – левую руку вверх, 4 – и.п. 1 – руки вверх, 2 – и.п., 3,4 – то же.
1 – правую руку вперед, 2 – и.п., 3 – левую руку вперед, 4 – и.п. 1 – руки вперед, 2 – и.п., 3,4 – то же.

Исходное положение – руки в стороны.

1 – поворот туловища вправо. 2 – и.п., 3,4 – то же, в др. сторону то же, но в наклоне прогнувшись 1 – руки к плечам, 2 – и.п., 3,4 – то же.
1 – руки к плечам, локти назад посмотреть вверх, 2 – руки вперед, 3 – руки к плечам, локти назад, посмотреть вверх, 4 – и.п.
1 – наклон туловища вправо, 2 – и.п., 3 – наклон туловища влево, 4 – и.п.

Пружинящие движения для ног (с гантелями в руках) на носках, руки вниз то же, руки вверх пружинящие полуприседы выпады правой и левой ногами (руки вверх, вниз, в стороны) на одной ноге в широкой стойке ноги врозь, руки вперед приседания на одной ноге (можно с опорой о стену, дерево свободной рукой, дальней от опоры), на двух.

Беговые и прыжковые упражнения прыжки на правой (левой) ноге через разложенные в ряд гантели прыжки в шаге, перепрыгивания через гантели прыжки с места с гантелями в руках (6-8 темповых прыжков) различные эстафеты со сменой, перекладыванием и сбором гантелей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)