Акселерация в анатомии

Акселерация (от лат. accelero— ускорение) — процесс ускорения роста и физиологического развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

Явления А. стали отмечаться в последние 100 – 150 лет: рост новорожденных детей увеличился в среднем на 0,5 – 1 см, их вес—в среднем на 100 – 300 г, длина тела детей школьного возраста возросла на 10 – 15 см; у детей раньше стали прорезываться молочные зубы и происходить их замена на постоянные; раньше наступает окостенение скелета, что свидетельствует о более раннем прекращении роста (в среднем на 2 – 3 г.); у детей в более ранние сроки устанавливаются свойственные взрослому организму частота сердечных сокращений и величина артериального давления; отмечены более ранние сроки полового созревания подростков (в среднем на 1 – 2 г.).

Явления А. отмечены повсеместно, однако темпы ее в отдельных географических районах различны и не характеризуются последовательностью нарастания.

В числе факторов, обусловливающих А., могут выступать как внешние причины (воздействие солнечного излучения, ионизирующей радиации, электромагнитных колебаний), так и влияния социальной среды (появление городов-гигантов, улучшение условий жизни населения и т. п.).

В настоящее время не разработано единой теории, объясняющей причины и механизмы А., ее значение для экологии человека.

Отмеченные в ряде исследований факты более раннего созревания психических функций (формирования речи, ускорения умственного развития у детей и т. д.) в большей мере обусловлены влиянием социально обогащенной среды современных детей и подростков и не могут быть в чистом виде отнесены к явлениям А.

В пользу последнего говорит известное несоответствие между ранним проявлением внешней физической «взрослости» детей и подростков и уровнем их психической и социальной зрелости.

Особенно ярко это расхождение выявляется в кризисные периоды развития (см. Кризисы возрастные), когда игнорирование этих закономерностей при обучении и воспитании (например, завышенные требования к ребенку со стороны взрослых и т. п.) может стать предпосылкой неправильного формирования личности и способствовать проявлению у детей и подростков аффективных форм поведения (см. Аффект, Неврозы).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)