Понятие административного права

Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, используемых государством в процессе осуществления управленческой деятельности. Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. Оно рассматривается, прежде всего, как механизм организации общественных связей между государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, и людьми.

Государство в лице своих полномочных органов через нормы административного права проводит в жизнь мероприятия политического, экономического и социально-культурного характера. Сторонами в административно-правовых отношениях могут быть органы исполнительной власти, государственные и муниципальные служащие, юридические лица, независимо от организационно-правовой формы собственности, граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

Предмет административного права составляют управленческие общественные отношения. Управленческим следует считать такое общественное отношение, когда в нем участвует федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, исполнительный орган местного самоуправления либо их должностные лица, которые реализуют предоставленные им властные полномочия для осуществления управленческой деятельности.

Метод административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства.

Для регулирования административных отношений используется три основных метода:

  • предписание — возложение юридической обязанности совершить то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой (например, приказ руководителя органа исполнительной власти);
  • запрет — возложение обязанности не совершать то или иное действие (речь идет о нормах об административных правонарушениях);
  • дозволение — разрешение совершать то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от его совершения по своему усмотрению (право граждан на обжалование действий должностных лиц, нарушающих их конституционные права и свободы).

Названные способы правового регулирования рассчитаны на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, т.е. они находятся в отношениях субординации. Представитель органа исполнительной власти обладает властными полномочиями в отношении другой стороны (например, инспектор ГИБДД и водитель транспортного средства).

Со стороны исполнительных органов власти всегда исходят предписания, которым другая сторона обязана в силу законов и подзаконных актов подчиниться. Государственный орган в одностороннем порядке путем распоряжения принуждает физическое или юридическое лицо исполнить предписание правовой нормы.

Принципы административного права — это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права. Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными правовыми актами.

Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Принцип равенства перед законом устанавливает правило, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения и организационно-правовых форм. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Принцип презумпции невиновности означает, что лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа либо должностного лица, рассмотревшего данное дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Статья 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Система административного права — совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права.

В Общей части административного права выделяются нормы, определяющие: предмет и метод правового регулирования; статус участников административно-правовых отношений; вопросы административной ответственности, и другие. Что же касается содержания Особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, законодатель отдельно выделяет управление экономической, социально-культурной и административно-политической сферой.

Для отрасли административного права характерным является наличие множества источников, которые следует различать по их юридической силе. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, формирование и деятельность органов исполнительной власти.

Кодекс РФ об административных правонарушениях принят 30 декабря 2001 г. № 195-Ф3 и введен в действие Федеральным законом № 196-Ф3 с 1 июля 2002 г. Кодекс определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Также источниками административного права являются Федеральные законы, такие как «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и др., и законы субъектов РФ.

К подзаконным правовым актам относятся: указы и распоряжения
Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции и т.д.), акты субъектов РФ и местного самоуправления в области управленческой деятельности.

Понятие административной ответственности. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

  • основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  • субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;
  • административные наказания применяются судом, широким кругом полномочных органов и должностных лиц (гл. 23 КоАП РФ);
  • административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;
  • применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;
  • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. С 15 сентября 2015 г. рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, осуществляется по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

Административное правонарушение: понятие и признаки. Административные правонарушения — достаточно распространенный вид юридических проступков, это правонарушения, посягающие на права граждан (избирательные, трудовые и др.), на здоровье населения и общественную нравственность, собственность. Это нарушения правил, действующих в области дорожного движения, пожарной безопасности, в сфере охраны окружающей природной среды, санитарных норм.

В самостоятельные группы выделены правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела. Особые группы составляют правонарушения в области защиты Государственной границы РФ, против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и др.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения. Противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие либо бездействие, запрещенное нормой права. Виновность, означает, что правонарушение должно быть совершено виновно (умышленно или по неосторожности). Деяние физического лица должно совершаться сознательно, с проявлением воли. Если лицо не отдает отчета в своих действиях или не руководит ими в момент совершения правонарушения, то оно не виновно, так как находится в состоянии невменяемости.

Наказуемость означает, что только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением. Санкция административно-правовой нормы предусматривает вид административного наказания, его размер или срок. Административные правонарушения наносят вред или создают опасность нанесения вреда охраняемым общественным отношениям, т.е. являются антиобщественными (признак общественной опасности).

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественные отношения в области предпринимательской деятельности, финансов, таможенного дела и др.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как, каким способом, когда, где, с помощью каких средств совершено правонарушение?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием или бездействием. При квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация, совершившие административное правонарушение.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило). Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Выделяют специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, иностранец и т.д.); особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами (военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы).

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель.

Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Различают такие формы вины как умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность, в свою очередь, может проявляться как:

  • небрежность, когда правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;
  • самонадеянность, когда правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака в субъективную сторону правонарушения включаются также: мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение); цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение). Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность названных юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию.

Административное наказание. К лицам, совершившим административное правонарушение, применяются меры принуждения, именуемые административными наказаниями. Перечень видов административных наказаний, закрепленный в КоАП РФ, является исчерпывающим. Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться различные административные наказания.

Предупреждение (ст. 3.4). Суть его заключается в официально выраженной отрицательной оценке поведения нарушителя (физического или юридического лица) со стороны государства. Обычно предупреждению подвергаются лица, впервые совершившие малозначительные правонарушения (их не следует путать с устными замечаниями, сделанными на месте нарушения сотрудником полиции в адрес лиц, нарушивших, например, правила дорожного движения). Предупреждение выносится путем издания соответствующего постановления полномочным органом либо должностным лицом.

Административный штраф (ст. 3.5). Это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения. Кодексом установлены размеры административных штрафов.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7). Конфисковано может быть не любое имущество, а лишь предмет, являвшийся орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, который принадлежит нарушителю. Суть конфискации в том, что право собственности на имущество принудительно и безвозмездно переходит от нарушителя к государству (орудие или предмет обращается в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ). Конфискация назначается судьей.

Лишение специального права (ст. 3.8). Речь не идет о лишении любого из прав, которыми обладает гражданин (право управления транспортными средствами, право охоты, право на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств). Лица, которые злоупотребляют предоставленными специальными правами и неправильно пользуются ими, могут быть лишены этого права только судьей на срок от 1 месяца до 3 лет.

Административный арест (ст. 3.9). Является наиболее суровой мерой административной ответственности. Суть его заключается в кратковременной изоляции от общества на срок не более 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Решение о назначении административного ареста принимается судьей Срок административного задержания входит в срок отбытия административного ареста. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам I и II групп, и др. лицам.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (3.10). Заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу России. Данный вид административного наказания может быть назначен судьей или соответствующими должностными лицами (если правонарушение совершено при въезде в РФ).

Дисквалификация (ст. 3.11). Заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, права входить в совет директоров (наблюдательный совет). Дисквалификация назначается только в судебном порядке на срок от шести месяцев до трех лет.

Административное приостановление деятельности (ст. 3.12). Заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств. Применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы и т.д.

Кроме того, согласно ст. 3.13 КоАП РФ за совершение административных правонарушений может применяться такое административное наказание, как обязательные работы на срок от двадцати до двухсот часов в виде бесплатных общественно полезных работ. Данное наказание назначается судом и не может применяться к инвалидам, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов.

Кодекс устанавливает общие правила назначения административного наказания (ст. 4.1). Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, с учетом характера совершенного правонарушения и обстоятельств, смягчающих (отягчающих) ответственность. Кроме того, если субъектом правонарушения выступает физическое лицо, учитывается также личность виновного, его имущественного положение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, ст. 4.2 КоАП РФ относит: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, и др. Законодатель не исчерпывает всех обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими административную ответственность.

В ст. 4.3 КоАП РФ указан исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. К данным обстоятельствам относятся: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; и др.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а по делу, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. В Кодексе содержится правовая норма (ст. 4.6): лицо, которому назначено административное наказание за совершение правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)