Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы

1. Права собственности
2. Сущность права
3. Право пользования

В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения. Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования, юридическая возможность выводить из природного объекта благо, его лучшие свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, создание природного объекта с целью пресыщения определенных необходимостей.

Право распоряжения дает возможность в установленных законом пределах считать юридическое положение природного объекта, внося его отчуждение.

В виду этого,  гражданскому законодательству собственник вправе на свой выбор иметь, использоваться и управлять принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Поэтому в сфере экологических отношений осуществление указанных правомочий имеет немаловажные особенности, взаимосвязанные как со спецификой объектов собственности, так и с типами ее субъектов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы, специальные объекты права собственности, которые не содержат первоначальной стоимостью в силу своего натурального происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют специальное значение для обеспечения качества окружающей среды, служат основой устойчивого социально-экономического прогресаобщества и материальное благополучия человека. Конституция РФ диктует, что земля и другие природные ресурсы применяются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Принимая во внимание огромную экологическую и социально-экономическую важность природных ресурсов, законодательство предугадывает, что собственность, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот может быть разрешен законом, используется собственниками без граничений, если это не делает ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

В виду этого, правовой режим нескольких видов природных ресурсов по этой причине с их естественными свойствами достаточно запудрено или вообще недопустимо исследовать в рамках отношений собственности. Поэтому, законом не поправляется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты.

В водном кодексе РФ обсуждается, что понятие владения непригодно во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода прибывает в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31). Специфическое положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы находится в том, что его правомочия собственности и пользования открывают свое реальное воплощение в хозяйственной и другой деятельности предприятий, групп и граждан, которым государство отдает природные ресурсы для применения. А правомочие распоряжения происходит государством в целом через регулирование функции его компетентных органов по нахождению правового режима природных ресурсов, их передаче и изъятию, контролю за применением и охраной окружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочие по владению, применению и требованию природными ресурсами продиктовано характером деятельности этих организаций и подчиняющий их правоспособности, установленной в уставах и других учредительных документах.

Сущность права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю иные природные объекты выражается

  • праве владения;
  • праве пользования;
  • праве распоряжения.

Право пользования землей и другими природными объектами проявляется в хозяйственной или другой их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и применения для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право применения землей и иными природными объектами делается с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”, и которые конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об применении и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.

Имеет большое значение выделить, что право использования землей и иными природными объектами имеет две главные стороны:

  • установление для  экологопользователей  некоторых  правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
  • взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

Право использования  собственника  землей  и  иными  природными объектами состоит его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин распологает возможность искать  юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие немного сужено, и к нему больше подходит термин “название юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов использует состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.

Обладание, использование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности происходит собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, потому как прямо или косвенно экосистема страны преобладают в сфере отношений государственной и других форм собственности на природные объекты.

 

 

Мы контакте

Пишите. Задавайте вопросы

Мы принимаем

Рассчитать стоимость