Лицензионное право РФ

В российской правовой системе лицензионное право следует понимать как подотрасль административного права Российской Федерации, представляющую собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с применением лицензирования как формы государственного административного воздействия на экономические процессы с целью приведения их в соответствие с интересами общественной и государственной пользы.

Проще говоря, лицензионное право Российской Федерации – это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения по лицензированию различных видов деятельности.

Приведенное определение в части отнесения лицензионного права как подотрасли российской системы права к сфере отрасли административного права является авторским и небесспорным.

Так, предпринимательское (хозяйственное) право, находясь на стыке отраслей гражданского, административного, государственного (конституционного) и т.п. права, относит лицензирование к своей сфере регулирования в связи с тем, что помимо предпринимательских отношений и отношений по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества, предпринимательское право включает в себя совокупность норм права, регулирующих тесно связанные с предпринимательскими иные отношения, в том числе некоммерческого характера.

К последним «иным» отношениям наряду с отношениями по регистрации, ликвидации хозяйствующих субъектов, сертификации продукции и т.д. отнесено и лицензирование, которое хотя и носит некоммерческий характер, но создает основу, является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности.

Как полагает О.М. Олейник, «в масштабах гражданского права конструирование института лицензирования теоретически и практи­чески невозможно, поскольку предмет регулирования и его метод явно выходят за рамки указанных принципов (свобода воли, равен­ство сторон и диспозитивность). Вполне обоснованным представляется лицензирование хозяйственной деятельности рассматривать как самостоятельный институт хозяйственного права».

Следует предположить, что, являясь комплексной и относительно молодой отраслью российского права, возникшей в ходе формирования рыночной экономики в нашей стране на современном этапе и обусловленной ее потребностями, предпринимательское право позаимствовало у других отраслей права некоторые правоотношения в качестве объекта для регулирования с благой целью комплексного, единообразного подхода к разнообразным отношениям, возникающим между хозяйствующими субъектами, хозяйствующими субъектами и государством и т.д. в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности.

Такое заимствование, а равно и подход к регулированию общественных отношений и исследование закономерностей и особенностей правового воздействия на отношения в рамках науки предпринимательского права, оказали неоценимую услугу российской правовой системе, создав систему представлений, понятий, теорий, учитывающих мнение не государственное или общественное, но частное, мнение непосредственно предпринимателя, бизнесмена относительно необходимости регулирования тех или иных отношений, меры государственного воздействия и оптимальных способах такого воздействия.

Однако в этой связи наука предпринимательского права в некоторой степени пренебрегает оборотным аспектом проблематики регулирования хозяйственной деятельности в частности и государственного воздействия на экономические процессы в целом. Последнее традиционно и, на наш взгляд, обоснованно относится к отрасли административного права.

Административное право как отрасль права объединяет в себе нормы, регулирующие властные отношения, одним из субъектов которых является государство в лице своих органов или должностных лиц. Нельзя отрицать, что именно такой характер – властеотношений – носят отношения по лицензированию, возникающие между лицензирующим органом и субъектом лицензируемого вида деятельности.

Более того, только с точки зрения административно-правового подхода к изучению лицензирования можно определить его правовую природу и выработать системный подход к совершенствованию совокупности норм права, регулирующих отношения по лицензированию. Отметим, что очень многие классики административно-правовой науки считали и считают лицензирование объектом регулирования нормами административного права.

Определение лицензионного права в качестве подотрасли административного права обусловлено, прежде всего, колоссальной нормативной базой в данной области регулирования, которая отличается определенным своеобразием и внутренней структурированностью норм. В настоящий момент очевидно существование в российском правовом поле обособленного лицензионного законодательства.

Комплекс источников лицензионного права весьма разветвлен, но при этом сгруппирован в специальные нормативные правовые акты, посвященные исключительно лицензионным процедурам. При всей спорности такого подхода с теоретической точки зрения, на наш взгляд, выделение блока норм для последующего детального изучения, выявления закономерностей, учета опыта применения лицензионных норм в различных областях жизни является не только целесообразным, но и методологически необходимым.

Кроме того, лицензирование представляет собой особый правовой режим, характеризующийся спецификой субъектного состава, объектов регулирования, целями функционирования.

Не поясняя пока содержание понятия «правовой режим», отметим, что объединение норм и регулируемых ими отношений по признаку принадлежности к одному правовому режиму в определенную подгруппу в рамках отрасли административного права (именно в рамках этой отрасли возникла и существует теория правовых режимов) имеет определенную теоретическую основу, поскольку позволяет выработать комплексный подход к ранее разрозненным нормам.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что формирование современного законодательства о лицензировании происходило в обстановке полного отсутствия какой-либо теоретической основы. Новый Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и возникшие на его основе многочисленные акты Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приняты в течение последних двух-трех лет.

При этом основой для формирования столь обширного массива законодательства служила чья-то добрая воля и хорошая логика, но без научного анализа, без обращения к опыту юридической науки, без опоры на теоретический базис. Следовательно,  в данном случае теории права придется догонять ушедшую вперед практику правотворчества и правоприменения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)