Дисгармоничное развитие личности

Разговор о дисгармоническом развитии личности стоит начать, видимо, с того, как мы понимаем в общем, что такое гармоничное и что такое дисгармоничное развитие. Здесь же возникнет и понятие «разностороннее развитие личности», что само по себе требует формирования разнообразных способностей и интересов, которые соответствуют различным сферам человеческой жизнедеятельности.

Когда речь идет о разносторонне развитой личности, то естественным образом подразумевается, что это развитие будет гармоничным. Гармоничные взаимоотношения между личностью и миром означают единство с ним, с людьми и с самим собой. Такой человек является моральной личностью. Нарушение моральных норм для него – нарушение целостности собственной личности.

Становление гармонически развитой личности связано с формированием иерархической структуры мотивов и ценностей: доминированием высших уровней (уровни мотивов и ценностей определяются, начиная с личных мотивов – через интересы близких людей, коллектива, общества –общечеловеческим универсальным мотивам и целям).

Наличие таких иерархий не нарушает гармонии личности, потому что сложность, множественность интересов при наличии указанной доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость. Наличие одной цели, погруженность в одну деятельность, сужение круга общения и проблем чаще всего приводит к ее дисгармоничности (при наличии элементарной целостности).

Системным параметром, характеризующим гармоничную личность, является высокий уровень сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, самооценки, Я-реального и Я-идеального пр.).

Для дисгармоничной личности характерны различные нарушения эмоциональной, познавательной, моральной и поведенческой сфер. Такие нарушения могут предопределять гиперкомпенсации, неадекватные самооценки и уровня притязаний.

Интересно
Психологи могут работать с такими людьми, например, включая их в деятельность по извне регулируемым уровням сложности заданий и предметно оформленными результатам; применяя высокие эмпатичные отношения; используя интенсивное социальное одобрения (поглаживание) и др.

Если речь идет о детях, то заметим, что с возрастом некоторых из них возникает потребность оправдать свои особенности, и тогда они начинают относиться к ним, как к чему-то очень ценному.

У таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, сомнения и чувство неудовлетворенности, связанные с недооценкой, по собственному мнению, их личности. Другие же дети продолжают усваивать моральные ценности, что, при конфликте с особенностями их личности, вызывает у них постоянный внутренний разлад с самим собой.

В результате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, которые всегда находятся не в ладу с окружающими самими собой и имеют достаточно много отрицательных черт характера. К сожалению, нередко из таких детей вырастают люди социально неадаптированные, склонные к преступлениям…

Люди с дисгармоничной организацией личности – это не просто индивиды с направленностью «на себя». Это люди с двойной (или множественной) направленностью, люди, которые находятся в конфликте с собой, люди, можно и сказать, с расщепленной личностью, в которых сознательное в их психической жизни и неосознанные аффекты находятся в постоянной борьбе.

Внешние условия конфликта сводятся, в основном, к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и взаимоотношений личности находится под угрозой или становится совершенно невозможным.

Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречиям или между различными мотивами и отношениями личности, или между ее возможностями и стремлениями (только надо помнить, что внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно, и, прежде всего, обусловлены внешней ситуацией, историей становления личности, ее психофизиологической организацией).

Одной из причин развития дисгармоничности личности школьника может быть феномен «смыслового барьера». Возникновение такого феномена обусловлено тем, что взрослый, влияя на ребенка, не учитывает или не обращает внимания на наличие у нее активизированных [в настоящее время] нужд и стремлений.

У ребенка возникает конфликт между непосредственным желанием и стремлением выполнить то, что требует от него взрослый. Часто он не способен сознательно уступить определенному желанию взрослого, и тогда возникает особая защитная реакция: ребенок перестает слышать и понимать требование, хотя на самом деле просто не воспринимает содержания адресованных ему слов.

Смысловой барьер может возникнуть и в отношении какого-то конкретного человека, независимо от того, какие требования он выдвигает.

Смысловой барьер в отношении конкретного человека формируется, конечно, в результате таких действий взрослого (учителя, отца, матери), которые вызывают конфликт, не учитывают истинных мотивов поведения ребенка или приписывают ему мотивы, которых на самом деле нет.

Чтобы не допустить появления смыслового барьера при возникновении конфликтной ситуации, часто просто необходимо выяснить, как сам ребенок понимает причину своего поступка.

При этом важно соблюдать доброжелательности в отношении ребенка, здесь нужна дружеская беседа людей, заинтересованных вместе найти причины конфликта и попытаться устранить его. Чтобы избежать смыслового барьера не следует постоянно повторять те требования и упреки, на которые ребенок не реагирует.

Добавим: под гармонично развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания и самостоятельности имеют большое значение в воспитании личности.

На свойства личности ребенка оказывают влияние врожденные биологические особенности организма, но они не предопределяют ее развитие. Любые внешние воздействия опосредованы, осуществляются через внутренние условия, и важный физиологический компонент этих внутренних условий – свойства нервной системы.

Возможно, их не следует рассматривать как определяющие – важнее для личности ребенка общественные условия воспитания, конкретная историческая/общественная/семейная среда, в которой он развивается, его образ жизни.

Итак, гармоничность личности достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже не осознаваемыми им самим желаниями.

Мотивирующая сила таких бессознательных образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже ломающим человеческую личность.

Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонической личности.

Острые эмоциональные реакции, негативистическое поведение свойственны детям, у которых в результате прошлого опыта прочно сложилась завышенная самооценка и соответствующий ей завышенный уровень притязаний.

Эти дети во что бы то ни стало стремятся доказать другим и, главное, самим себе, что их самооценка верна, что они действительно способны добиться желаемого, в том числе, и соответствующей оценки окружающих.

Среди аффективных встречаются и дети с неадекватно заниженной самооценкой, постоянно боящиеся обнаружить свою мнимую несостоятельность. Но такого рода неуверенность в себе выступает лишь обратной стороной стремления к самоутверждению и служит в качестве защитного механизма против возможности оказаться не на уровне имеющихся у ребенка слишком высоких притязаний.

Эмоциональные переживания, связанные с тем, что ребенок не хочет допустить в сознание мысль о своей несостоятельности и потому отвергает свой неуспех, искаженно воспринимая и толкуя все факты, свидетельствующие о его поражении, в сумме могут привести к так называемому аффекту неадекватности.

Дети с таким аффектом действительно не понимают подлинную причину ни своей неудачи, ни своего эмоционального состояния. При этом аффект неадекватности особенно продолжительно держится у тех детей, мнимая самоуверенность которых все время поддерживается временным или частичным успехом.

Так начинает складываться дисгармоничная структура личности ребенка: в сознании – высокая самооценка, высокие притязания, желание быть на уровне своих мнимых возможностей, как в своих собственных глазах, так и в глазах других людей, а в области бессознательных психических процессов – неуверенность в себе, которую ребенок не хочет допустить в сознание.

Из детей с подобным непреодолимым аффектом формируются люди, всегда находящиеся не в ладу с окружающими и с собой, обладающие многими отрицательными чертами характера. Нередко из таких детей выходят люди социально не адаптированные.

Следует сказать, что неверное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в чувственной волевой сферах, приводит к тому, что можно назвать психопатологией личности.

Этиология психопатий связывается и с генетическими, наследственными причинами, с экзогенными факторами, действующими на ранних шагах онтогенеза, естественно, не исключается возможности формирования психопатии под воздействием продолжительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых причин.

И, добавим, недостатки воспитания…

Систематика психопатий сегодня окончательно не установлена, но можно воспользоваться следующей:

  • конституциональные, имеющие наследственное происхождение – степень их тяжести в значительной мере определяется воздействием среды;
  • органические, при которых аномалии развиваются вследствие действия на формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых опасных/вредных факторов, приводящих к токсикозам, родовым травмам, соматическим заболеваниям.

В конституциональным психопатиям относятся шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психастеническая и истероидная психопатии.

Органические психопатии связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в 1-ые годы жизни.

Известно, что долгое неблагоприятное действие психотравмирующих факторов на мозг малыша может привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Конечно, биологические предпосылки, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психики, составляют генетическую базу высшей нервной деятельности, на основе которой в процессе социализации, под воздействием внешних воздействий и формируется личность.

В детском возрасте основополагающей социальной причиной еще является образование и обучение.

В качестве причин, определяющих патологическое формирование личности, отметим и дисгармоничное протекание периода полового развития.

Вообще, выделяют такие механизмы формирования патохарактерологического развития:

  1. закрепление патологических реакций отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др., появляющихся в ответ на психотравмирующие действия и становящихся впоследствии качествами личности;
  2. конкретное подкрепление отрицательными влияниями тех или же других патологических свойств характера (возбудимости, истероидности и т. д.).

При анализе патохарактерологического формирования личности можно выделить варианты:

  • аффективно возбудимый;
  • тормозимый;
  • истероидный;
  • неуравновешенный.

Уточним:

Аффективно возбудимый вариант патохарактерологического формирования личности обоснован влияниями неблагоприятной среды: долгие конфликтные ситуации, пьянство родителей, ссоры, злость членов семьи по отношению друг к другу.

В таких семьях у ребенка развиваются черты аффективной взрывчатости, расположенность к разрядке раздражения, гнева, повышенная готовность к конфликтам. Постепенное изменение характера определяется сдвигом настроения в сторону угрюмости, злобности.

Тормозимый (тормозящий) вариант патологического развития личности чаще складывается при гиперопеке, когда авторитарность, деспотичность воспитания уничтожают в ребенке самостоятельность, предприимчивость, делая его застенчивым, робким, обидчивым, а позднее пассивным.

К этому варианту по условиям появления и клинико-психологической структуре близко невротическое формирование личности, проявляющееся, когда длительная психотравмирующая домашняя ситуация реально приводит к развитию у ребенка невроза, а затем к формированию трусости, ипохондричности, расположенности к беспокойству и тревоге.

Невротическое развитие личности нередко отмечается у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях.

Истероидный вариант патологического развития личности чаще наблюдается у девочек и выявляется в семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперопеки, неправомерно завышенной оценки его внешности и возможностей («кумира семьи»). Но данный вариант может быть и в семьях, имеющих длительные конфликты как реакция протеста.

Неуравновешенный (неустойчивый) вариант психологического развития обосновано критериями, учитывающими отсутствие воспитания у ребенка чувства ответственности, привычки к волевому усилию, умений преодолевать трудности.

Незрелости эмоционально-волевой сферы здесь заметна и появлением излишней импульсивности, чувственной неустойчивости, внушаемости. По существу, данный тип патологического развития личности может считаться вариантом психогенного психологического инфантилизма, компонентом задержки психологического развития.

Скажем и об особом виде аномального психологического развития – дисгармоничном протекании периода созревания: как его убыстрении, так и задержке. Подобные аномалии развития тоже связаны и с генетикой, и с факторами окружающей среды.

При наличии неблаго-приятного окружения патологические черты, обусловленные отклонением темпа созревания, имеют все шансы стать предпосылками патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенностью страстей, асоциальным поведением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)