Социокультурная среда семьи

Основными функциями (от лат. functio — функции, исполнение) семьи (специфическое назначение) являются:

  • репродуктивная — продолжение рода;
  • социализация (ресоциализация) — естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности;
  • воспитательная;
  • хозяйственно-экономическая;
  • рекреативная — взаимная моральная и материальная поддержка;
  • коммуникативная — общение, т.е. в ней осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.

На формирующуюся личность в семье оказывают влияние многочисленные факторы, каждый из которых имеет свои особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят:

Субкультурные — факторы, обусловленные субкультурным своеобразием семьи:

  • состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая по крайней мере из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.);
  • кровно-родственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска и пр.);
  • жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей;
  • морально-психологический климат семьи (его своеобразие) — фон, определяемый ее социальными ценностями, на котором формируется личность растущего человека.

Факторы,обусловленные воспитательными возможностями родителей. Они отражают возможности членов семьи в передаче (формировании) культуры ребенку:

  • собственный опыт семейного воспитания;
  • педагогическая подготовка (педагогическая культура) родителей;
  • готовность и способность родителей (родителя) к воспитанию детей и пр.;
  • уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей;
  • авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета;
  • родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношении с ребенком, искусство и умение любить ребенка, родительская нелюбовь;
  • отношение родителей к воспитанию ребенка.

Факторы,обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей:

  • уход за ребенком, его педагогическая целесообразность для укрепления здоровья, умственного и нравственного развития, формирования навыков самообслуживания;
  • преобладающий тип семейного воспитания; искусство воспитания (экспериментальность и разумность, реализация советов «умных» книг, знакомых, «педагогических авторитетов», опыта других, их проявление в педагогической деятельности родителей);
  • умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка;
  • управление интересами ребенка с помощью игрушек и игр, бесед, рассказов, литературы, целесообразного использования программ телевидения, обсуждения книг, телепередач, газетных и журнальных статей, разучивания стихов, изготовления подарков и т.д. и т.п.;
  • создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми;
  • воспитание избирательности в отношении к среде, людям;
  • динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов, средовых условий;
  • приобщение к труду, самообслуживанию — трудовое воспитание;
  • умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания ребенка, как позитивную, так и негативную, и использовать полученную информацию в процессе воспитания;
  • типичные ошибки семейного воспитания.

«Детский» фактор — своеобразие объекта семейной среды субкультурного воспитания:

  • своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми нуждами и пр.);
  • особенности положения детей в семье (рождение второго и следующего ребенка; одного пола; разнополые; малая или большая разница в возрасте; многодетная; нормально развивающиеся дети и ребенок с особыми нуждами; дети с особыми нуждами; дети от разных браков; дети от разных браков и общие и др.).

Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности. Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью каких-либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр. В соответствии с типом воспитания и формируется личность. Можно выделить следующие:

а) статусное:

  • гражданское воспитание — воспитание гражданина — человека, отвечающего требованиям определенного общества, среды жизнедеятельности, утвержденным принципам, нормам и правилам;
  • светское воспитание — воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета — «требованиям света»;
  • элитарное воспитание (от фр. elite — элита, наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т.п.) — воспитание, сложившееся в элитном обществе, группе (направленное воспитание человека для социального предназначения — царских особ, князей и пр.);
  • маргинальное воспитание (от лат. marginalis — находящийся на краю) — воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок («на краю», «на обочине») основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нем социокультурных норм и нравственных традиций.

б) социального назначения:

  • национальное воспитание — воспитание, основанное на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование типа личности — представителя определенной нации;
  • религиозное (конфессиональное) воспитание — воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определенной религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители;
  • интегральное воспитание — воспитание, основанное на межнациональном опыте, имеющее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение;
  • классовое воспитание — воспитание человека с учетом своеобразия принадлежности его к определенному общественному классу, которое обосновано отношением к средствам производства, труду, людям;
  • партийное воспитание — воспитание человека в среде с определенными партийными установками, взглядами, отношениями. В основе его лежит соответствующая идеология. Оно присутствует и в предыдущих воспитаниях. Все зависит от преобладающей у родителей и взрослых формы общественного сознания — научного, религиозного и пр.

в) отличающееся своеобразием характерологических черт (стиль семейного воспитания) — способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг к другу чувств:

  • авторитарное воспитание (от фр. autoritaire — властный) — воспитание властное (часто не признающее и не прислушивающееся к чужому мнению, уверенное в своем непререкаемом авторитете). В семье это часто проявляется в стремлении родителей как можно лучше воспитать свое дитя, но не знающих как это лучше сделать.
    Иногда такое воспитание отражает своеобразие (властность и ограниченность) личности воспитателя;
  • либеральное (анархическое) воспитание (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Оно способствует формированию человека недисциплинированного, не признающего авторитетов, власти, беспорядочного и своевольного;
  • гуманистическое воспитание (от лат. humanus — человеческий) — воспитание просвещенного, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина;
  • демократическое воспитание (от греч. demos — народ и kr’tos — власть) — воспитание человека, приверженного к общественному порядку, способного отождествлять свое место и роль с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;
  • инфернальное воспитание (от лат. infernalis — находящийся в аду) — воспитание человека, одержимого бурными страстями, демонического;
  • плюралистическое воспитание (плюрализм — проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидом относительно значимых для него ситуаций) — воспитание человека, способного проявлять в своей деятельности и общении широкую эрудицию и гибкость, терпимо относиться к другим мнениям, суждениям, взглядам;
  • прагматическое воспитание (от греч. pragma — действие) — воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника и его личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека преимущественно тех качеств, которые могут пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом является человек-прагматик — практико-ориентированный, деловой человек, преследующий в своей деятельности, поведении и общении только те интересы, которые имеют для него жизненно важное значение;
  • творческое воспитание (его называют интеллектуальным, инновационным и пр.) — воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учетом индивидуальности ребенка.

г) по направленности содержания — умственное, нравственное и т.п. Данные направления рассматриваются в теории воспитания общей педагогики.

На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.

Семейные взаимоотношения—субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональные и деловые отношения в семье, ее микроклимат. Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский):

  • диктат — доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи;
  • опека — чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений; она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, не приспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам;
  • мирное сосуществование — позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети — своей;
  • сотрудничество — взаимодействие родителей и детей на личностном уровне; при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи).

Авторитет родителей — это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые первыми ими не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность.

Макаренко выделил родительские авторитеты, негативно сказывающиеся на воспитании ребенка:

  • авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;
  • авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как начальники;
  • авторитет чванства — возвышение над окружающими, в связи со своим положением, в том числе и дома;
  • авторитет педантизма — большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к безукоризненному авторитету;
  • авторитет резонерства — бесконечные назидания и наставления ребенку;
  • авторитет, любви — стремление повседневно и повсеместно показывать свою любовь к ребенку и ожидание демонстрации любви ребенка к ним;
  • авторитет доброты — чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к ребенку;
  • авторитет дружбы — стремление создать с раннего возраста отношения с ребенком как с равным;
  • авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.

Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя свой характер.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)