Депрессия и выученная беспомощность как факторы возникновения онкозаболевания

Шекеле с соавторами доказали, что острый при- ступ депрессии, о котором стало известно, когда испытуемые были студентами-медиками, увеличивает риск умереть от рака 17 лет спустя. Эта связь сохранилась и тогда, когда были проконтролированы другие факторы.

Выученная беспомощность как реакция на жизненные события, по данным проспективного исследования, проведенного в Югославии в 1982 г., предопределяет развитие рака. Анализ публикаций по данной проблеме позволяет пред- положить, что это состояние даже больше связано с раком, чем депрессия. Однако понятие выученной беспомощности нуждается в дополнительном уточнении.

М. Селигман предполагал, что ощущение безнадежности всяких попы- ток изменить ситуацию вызывает состояние, сходное с депрессией:

«Опыт субъекта, если он состоит в том, что его действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам, усиливает ожидание неподконтрольности субъекту результатов его действия (исходов), вследствие чего возникает тройственный – мотивационный, когнитивный и эмоциональный – дефицит…

Эмоциональный же дефицит проявляется в возникающем из-за бесплодности собственных действий подавленном (или даже депрессивном состоянии)».

«Выученная беспомощность по своим проявлениям очень напоминает клиническую картину депрессии» .

Действительно, в МКБ-10 приводится следующее описание депрессивного эпизода (F32):

«В типичных случаях… больной страдает от сниженного настроения, утраты интересов и удовольствия, снижения энергетичности, которое может привести к повышенной утомляемости и сниженной активности…

К другим симптомам относятся: …сниженные самооценка и чувство уверенности в себе; …идеи виновности и уничижения …мрачное и пессимистическое видение будущего».

Таким образом, описание депрессии не слишком отличается от описа- ния выученной беспомощности, более того, когда авторы психосоматических теорий, опирающиеся на постулаты Селигмана, начинают описывать механизмы влияния выученной беспомощности на состояние здоровья, они обращаются к физиологическим аспектам негативных эмоций.

Вообще, на наш взгляд, практически все теории стресса, критических жизненных событий, утрат и т.п. являются продолжением физиологических теорий эмоций в психосоматике, поскольку аффекты горя, гнева или печали являются в них как бы «конечным пунктом», «последней остановкой» перед началом заболевания. Они «запускают» патологический процесс. Отличаются эти теории лишь тем, какой фактор, по их мнению, вызывает негативную эмоцию

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)