Депрессия и выученная беспомощность как факторы возникновения онкозаболевания
Шекеле с соавторами доказали, что острый при- ступ депрессии, о котором стало известно, когда испытуемые были студентами-медиками, увеличивает риск умереть от рака 17 лет спустя. Эта связь сохранилась и тогда, когда были проконтролированы другие факторы.
Выученная беспомощность как реакция на жизненные события, по данным проспективного исследования, проведенного в Югославии в 1982 г., предопределяет развитие рака. Анализ публикаций по данной проблеме позволяет пред- положить, что это состояние даже больше связано с раком, чем депрессия. Однако понятие выученной беспомощности нуждается в дополнительном уточнении.
М. Селигман предполагал, что ощущение безнадежности всяких попы- ток изменить ситуацию вызывает состояние, сходное с депрессией:
«Опыт субъекта, если он состоит в том, что его действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам, усиливает ожидание неподконтрольности субъекту результатов его действия (исходов), вследствие чего возникает тройственный – мотивационный, когнитивный и эмоциональный – дефицит…
Эмоциональный же дефицит проявляется в возникающем из-за бесплодности собственных действий подавленном (или даже депрессивном состоянии)».
«Выученная беспомощность по своим проявлениям очень напоминает клиническую картину депрессии» .
Действительно, в МКБ-10 приводится следующее описание депрессивного эпизода (F32):
К другим симптомам относятся: …сниженные самооценка и чувство уверенности в себе; …идеи виновности и уничижения …мрачное и пессимистическое видение будущего».
Таким образом, описание депрессии не слишком отличается от описа- ния выученной беспомощности, более того, когда авторы психосоматических теорий, опирающиеся на постулаты Селигмана, начинают описывать механизмы влияния выученной беспомощности на состояние здоровья, они обращаются к физиологическим аспектам негативных эмоций.
Вообще, на наш взгляд, практически все теории стресса, критических жизненных событий, утрат и т.п. являются продолжением физиологических теорий эмоций в психосоматике, поскольку аффекты горя, гнева или печали являются в них как бы «конечным пунктом», «последней остановкой» перед началом заболевания. Они «запускают» патологический процесс. Отличаются эти теории лишь тем, какой фактор, по их мнению, вызывает негативную эмоцию
- Социальная история тела
- Социальные законы формирования телесности
- Тело, телесность и плоть: анализ понятий
- Психосоциальные подходы к профилактике заболеваний и оценка их эффективности
- Представления о здоровье
- Критическая оценка когнитивного подхода в психологии здоровья
- Воспринимаемый контроль
- Воспринимаемый риск
- Когнитивный подход в психологии здоровья
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу