Понятие и сущность исследования

Прежде чем перейти непосредственно к изучению курса “Исследование систем управления”, целесообразно с максимально возможной точностью определить само понятие “исследование”.

С филологической (лингвистической) точки зрения слово исследование происходит от словосочетания “исследование изнутри”, что подразумевает познание внутренней сущности изучаемого объекта, с последующим изучением его внешних взаимосвязей.

В современной научной литературе приводится множество различных определений данного термина.

Так, в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова понятие “исследование” определяется как процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.

Философский словарь дает более простое определение исследования: “процесс выработки новых научных знаний один из видов познавательной деятельности”

В социологическом словаре исследование определяется как вид систематизированной познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д. , на изучение определенных проблем и взаимозависимостей посредством применения стандартизированных методов — наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, анкетирование и т. п. 

Такое многообразие определений данного научного термина объясняется тем, что исследование — понятие сложное и многозначное, поэтому рассматривать его следует с различных научно-теоретических и прикладных ракурсов.

Таким образом, исследование можно рассматривать как:

  • научный труд;
  • научное изучение;
  • вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность, особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний, в том числе в теории и практике управления.

Кроме того, следует учитывать тот факт, что понятие “исследование” постоянно эволюционирует в соответствии с развитием науки, техники и социального мировоззрения. Характерно, что в прошлом понятие “исследование” связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Все разнообразие современных взглядов на определение термина исследования наглядно представлено на рис. 1. 1.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

Изучая многогранность термина “исследование”, профессор Э. М. Коротков сформулировал основные отличительные черты данного научного понятия.

К ним относятся:

  • распознавание проблем и ситуаций;
  • определение их происхождения;
  • выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
  • установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
  • нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Любoe иccлeдoвaниe имeeт кoмплeкc xapaктepиcтик, кoтopыe нeoбxoдимo yчитывaть пpи eгo пpoвeдeнии и opгaнизaции.
Оcнoвными из ниx являются:

  • научная обоснованность исследования;
  • методология исследования;
  • организация исследования;
  • научная новизна исследования;
  • результаты и эффективность исследования.

Рассмотрим вышеперечисленные характеристики исследования более подробно.

Научная обоснованность исследования заключается в описании актуальности его проведения и в постановке проблем, целей и задач. Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к се решению, стиль управления. Объект и предмет исследования: объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем; предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Методология исследования — это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

Цель исследования — идеальный образ научного освоения будущего, представление о перспективах, которые открываются при успешном проведении исследования. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Цель имеет качественный измеритель и неопределенное пространственное и временное состояние — некий “мираж” в конце пути, однако для планирования жизненных целей человеку и организации нужна определенность. Поэтому цель должна конкретизироваться в отдельные задачи с помощью критериев эффективности ее достижения.

Пepвaя зaдaчa, кaк пpaвилo, cвязaнa c выявлeниeм, yтoчнeниeм, yглyблeниeм, мeтoдoлoгичecким oбocнoвaниeм cyщнocти, пpиpoды, cтpyктypы изyчaeмoгo oбъeктa. Втopaя — c aнaлизoм peaльнoгo cocтoяния пpeдмeтa иccлeдoвaния, динaмики, внyтpeнниx пpoтивopeчий paзвития. Тpeтья — co cпocoбнocтями пpeoбpaзoвaния, мoдeлиpoвaния, oпытнo-экcпepимeнтaльнoй пpoвepки. Чeтвepтaя — c выявлeниeм пyтeй и cpeдcтв пoвышeния эффeктивнocти, coвepшeнcтвoвaния иccлeдyeмoгo явлeния, пpoцecca, т. e. c пpaктичecкими acпeктaми paбoты, c пpoблeмoй yпpaвлeния иccлeдyeмым oбъeктoм.

Диaлeктичecкий пoдxoд к иccлeдoвaнию тpeбyeт:

  • paccмaтpивaть вce cвязи и взaимooбycлoвлeннocти изyчaeмoгo oбъeктa; paccмaтpивaть oбъeкт изyчeния в динaмикe;
  • oпиpaтьcя нa извecтныe зaкoны диaлeктики — eдинcтвa и бopьбы пpoтивoпoлoжнocтeй, пepexoдa кoличecтвa в кaчecтвo, oтpицaния.

Пpaктичecкaя фopмyлa диaлeктичecкoгo пoдxoдa зaключaeтcя в выбope пpинципoв и мeтoдoв eгo peaлизaции. Сиcтeмa пpинципoв диaлeктичecкoгo пoдxoдa к иccлeдoвaнию включaeт в ceбя cлeдyющиe пpинципы:

  • oбъeктивнocти;
  • пpoтивopeчивocти;
  • движeния и paзвития;
  • нayчнocти;
  • пpoвepяeмocти пpaктикoй;
  • взaимoдeйcтвия;
  • цeлocтнocти;
  • oтнocитeльнocти;
  • иcтopичecкoй oпpeдeлeннocти.

Организация исследования представляет собой порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях. В этом разделе разрабатывается техническое задание, программа исследования, или бизнес-план. Особое внимание уделяется ресурсам исследования — комплексу средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и проч. ), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Научная новизна исследования рассматривается с точки зрения вклада в науку, практической ценности для науки и производства выполненных экспериментальных исследований, особенностей внедрения и апробации. Новизна и тема исследования должны быть органично связаны. При этом должна существовать гипотеза новизны исследования, что обеспечивает выход на круг вопросов, приводящих к образованию ядра исследования, обладающего существенными признаками новизны, оригинальности. Иногда это ядро исследования называют изюминкой исследовательской работы.

При оценке степени новизны исследования очень важен вопрос о новой задаче, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. В вопросе скрываются два понятия, требующих разъяснения: новизна, или степень новизны, задачи и ее существенность для отрасли знания. Новизна знания в научном смысле предполагает открытие, разработку, формулирование нового знания для отрасли науки, общества. Первооткрытие нового знания и его общеизвестность в отрасли науки далеко не одно и то же, но это отдельная тема для обсуждения. Новизна может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями. О существенности решаемой научной задачи можно судить по следствиям полученного решения научной задачи на положения теории конкретной науки, по изменению точки зрения на протекание какого-либо явления, процесса, его влиянии на развитие науки и технологии.

Выявить и определить новизну позволяют следующие положения:

  • обстоятельное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития; распространенная ошибка соискателей заключается в том, что за новое положение выдается известное, но не оказавшееся в их поле зрения при изучении литературы;
  • рассмотрение существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых часто приводят к новым или компромиссным решениям;
  • вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента это уже заметная заявка на оригинальность;
  • детализация известного процесса, явления; подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

Элементами новизны исследования могут служить:

  • новый объект исследования, т. е. задача рассматривается впервые;
  • новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);
  • новый метод решения;
  • новое применение известного решения или метода;
  • новые следствия из известной теории в новых условиях;
  • новые результаты эксперимента, их следствия;
  • новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;
  • разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные;
  • разработка устройств и способов на уровне изобретений и полезных моделей.

В отношении последнего пункта иногда возникают разногласия, суть которых к научному или практическому результату исследования, выразившемуся в создании изобретения, отнести изобретение, имеет оно научную новизну или нет. Некоторые ученые полагают, что здесь мы имеем дело с технической новизной, которая не имеет статуса нового научного результата.

Попробуем разобраться с этой проблемой. Будем руководствоваться тезисом, что новый научный результат — это впервые установленное достоверное знание из определенной отрасли науки. В данном случае мы имеем дело с технической отраслью науки. Но и в технической отрасли, как и любой другой, например физико-математической, могут быть получены новые достоверные знания, что позволяет их назвать научными, а точнее научно-техническими. Термин “технический” стоит ниже в иерархии и поэтому не конфликтует с термином “научный”, а дополняет его. С другой стороны, в составе изобретения обязательно обосновывается критерий новизны.

Новизна устройства или способа считается доказанной, если существенные признаки изобретения отличаются от существенных признаков прототипа и аналогов. Без новизны нет изобретения. Таким образом, мы имеем дело с новым знанием об организации технической системы (устройства или способа) и, следовательно, изобретение можно считать научным результатом из технической отрасли науки.

Обобщающей итоговой характеристикой исследовательской деятельности являются результаты и эффективность исследования.

Результат исследования находится в прямой зависимости от его целей и может быть представлен как:

  • комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление;
  • конкретные рекомендации по преобразованию системы управления;
  • способ разрешения обострившихся противоречий;
  • комплекс нововведений, обусловленных тенденциями развития;
  • методика выполнения какой-либо работы.

Основным критерием, характеризующим результат исследования, является степень достижения цели, т. е. количественный показатель, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен, в зависимости от показателя, на минимизацию или максимизацию состояния системы. Например, минимум затрат на производство продукции, максимум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др.

На основании полученных результатов можно определить эффективность исследования, которая представляет собой соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)