Основные черты общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы

Общество представляет собой сложноорганизованную соци­альную систему Слово “система “в переводе с греческого – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

Представление об обществе и природе как упорядоченном, це­лостном, гармоничном космосе сформировалось еще в античнос­ти. В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предме­том специального исследования такими мыслителями, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. В конце 60 – начале 70-х гг. XX в. идеи об обществе как едином, цело­стном организме, как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как синергетика (Г. Ха- кен, И. Пригожин и др.).

В качестве социальной системы может выступать отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия; отдельные группы людей, находящиеся в непосредствен­ном контакте; этнические или национальные общности; государ­ства или группы государств, объединенные согласованными, коо­перативными связями; различные организации с четко представ­ленной структурой; некоторые подсистемы общества – экономи­ческие, политические, правовые и т.д.

С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики, междисциплинарного направления в со­временной науке, в рамках которого обосновывается теория слож­ных самоорганизующихся систем), общество характеризуется как сложиоорганизоваиная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процесса­ ми саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся си­ стема обладает следующими специфическими чертами:

1. Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не ме­ханическая сумма индивидов, а сложная система, в которой фор­мируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые – роды, племена, классы, нации, семьи, коллек­тивы и т.д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоя­тельности.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, – это сис­тема вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, кото­рые человек создает своей активной деятельностью вместе с дру­гими людьми. Эти “невидимые” социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и по­ступках, программах деятельности, поведения и общения, без ко­торых люди не могут вместе существовать. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, поэтому чаще всего поступает как “надо”, как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Это, вместе с тем, не становится преградой на пути к осмысленным по­ступкам, сознательному выбору человека, созданию новых образ­цов поведения с попытками оставить след в человеческой истории.

3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточ­ность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в дан­ном случае как целостный единый организм, в котором тесно пе­реплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различ­ные социальные группы, самые разнообразные виды деятельнос­ти, обеспечивающие жизненно необходимые условия существова­ния не “в одиночку”, а совместными усилиями.

Общество как са­модостаточная социальная система – это продукт совместной коо­ перативной деятельности людей, где ни один из ее видов не может функционировать вне взаимодействия с другими видами деятель­ности, группами, коллективами, что и создает предпосылки и ус­ловия жизнедеятельности общества. Так меняется общество. А из­ менившееся общество начинает формировать людей “под себя”, то есть тех, кто способен воспроизводить и сохранять это общество.

4. Человеческое общество отличает исключительная динамич­ность незавершенность и альтернативность развития. Причем, если проблема выбора вариантов развития в других областях осу­ществляется естественным образом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим лицом и “дирижером” выбора является человек. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

1. Общество отличается и особым статусом субъектов, опреде­ляющих его развитие. Человек является универсальным компо­нентом социальных систем, включаясь в каждую из них. За проти­востоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение оп­ределенных потребностей, интересов, целей; воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции.

Неизбежная и острая конкуренция интересов и устремлений субъектов человеческого общества определяет селективную дея­тельность по выбору тех или иных средств и аргументов для обоснования отстаиваемой идеи, концепции, способной привлечь внимание других людей, послужить мотивом их социальной ак­тивности. В связи с этим в обществе очень часто происходит стол­кновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика.

2. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемостьунелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение инте­ресов и целей различных людей создает предпосылки для реали­зации различных вариантов и моделей будущего развития обще­ства.

Как только в обществе начинают предприниматься попыт­ки реализовать в жизнь, в практику одну из моделей развития, претендующую на статус “единственно правильной и научной”, общество становится “закрытым”, то есть таким обществом, кото­рое не допускает плюрализма в экономике, политике, культуре, в котором неизбежно развитие тоталитаризма, примата общества над индивидом, идеологического догматизма, противопоставле­ние себя всему остальному миру.

Вместе с тем непредсказуемость, нелинейность развития общества не означает, что ученые вообще не могут строить модели социального прогнозирования. Напротив, проведение работ в сфере глобального моделирования, пост­роение компьютерных моделей мира, обоснование возможных ва­риантов развития социальной системы в самых ее различных об­ластях – вполне рациональный и необходимый, особенно в совре­менных условиях, акт. Социальный мир не является абсолютно произвольным и неуправляемым. Из этого следует еще одна специфическая черта общества как системы.

3. При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве, даже слабом, человека в характер развития соци­альных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление по­следствий такого вмешательства. Исследование общества, обще­ственных процессов нуждается во всестороннем “проигрывании” возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.

Необходим и анализ возникающих вопросов и возможных от­ветов. “Что произойдет, если…, какой ценой будет установлен по­рядок, какие последствия вызовет такое слабое воздействие на си­стему, как…, какова значимость того, что погибнет и что возникнет, если…” Такого рода вопросы свидетельствуют о необходимости отказа от позиции беспрекословной “манипуляции” и жесткого контроля над социальными системами.

Важнейшим понятием в социальной философии, позволяю­щим выявить как специфику социальной реальности, так и подой­ти к вопросу о типах социальных структур, является понятие дея­тельности.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого че­ловека. Системообразующим признаком деятельности является субъективная активность человека, направляемая на природный и социальный мир, на мир объектов и субъектов.

Деятельность в обществе предстает как целостная система, имею­щая сложноорганизованную структуру с различными элементами (компонентами). В качестве важнейших элементов всякой деятель­ности выступают следующие: субъект с его целями, мотивами, по­требностями, интересами, ценностями, знаниями и навыками, объекту предмет,цель, средство, результат (продукт) деятельности. Характеристику отдельных компонентов начнем с субъекта дея­тельности. Субъект -носитель предметно-практической деятель­ности и активное начало преобразования действительности и ее познания с присущим ему самосознанием, усвоенными программа­ми деятельности, созданным человеком миром культуры, формами языка, нормами нравственных и эстетических оценок и т.д.

Объект – то, что противостоит субъекту в его предметно-прак­тической и познавательной деятельности, это такая часть объек­тивной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. Предмет – это то, на что направлена деятельность че­ловека. Продукт (результат) деятельности -это то, что созидает­ся в результате деятельности. Цель, проект – прототип, прообраз предполагаемого результата, это своего рода “фрагмент из буду­щего”, творимый человеком.

Существуют многообразные классификации видов деятельно­сти. Основываясь на различии видов деятельности по их объек­там и результатам (продуктам), выделяют материальную и духовную деятельность, каждая из которых реализуется в системе своих видов и подвидов в самых разнообразных сферах обще­ственной жизни.

Материальная (практическая) деятельность связана с созда­нием необходимых для удовлетворения потребностей людей ве­щей, материальных ценностей.

Социально-преобразовательная деятельность, целью которой является преобразование общества. Здесь важную роль играет политическая и правовая деятельность, регулирующая соци­альную жизнь людей.

Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, на­учных, художественных и нравственных ценностей. Духовная дея­тельность включает в себя познавательную деятельность челове­ка, осуществляемую как в форме обыденного (житейского) позна­ния, так и в форме художественного и научного познания.

Коммуникативная деятельность – деятельность в процессе об­щения. Важнейшим видом деятельности является и игровая деятель­ность человека. На различных уровнях – от государственного до семьи, осуще­ствляется управленческая деятельность. Один из необходимых видов общественной деятельности – это социальная деятельность (в узком смысле слова), или деятель­ность по обслуживанию людей.

Описание различных видов социальной деятельности по­зволяет подойти к вопросу, касающемуся социальной структу­ры общества, выделению различных подсистем (подструктур) социума.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры.

Первая – со­циально-этническая структура, связанная с биологической при­родой и включающая в себя две формы доклассового общества: род как объединение кровных родственников, обладающих общ­ностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями, и племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов, а также народность как исторически сложившаяся общность лю­дей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, куль­турой, зачатками экономических связей, и нация как такая общ­ность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками, как общ­ность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни.
Вторая подструктура социальной структуры общества – со- циально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроиз­ водящая себя совокупность людей.

Третья подструктура – социально-пространственная как фор­ма организации общества, выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутриземельские, внутригородские и межпоселенческие).

Четвертая подструктура – социально-классовая, открытая и описанная буржуазными исследователями общества, рассматри­ваемая в рамках марксистского подхода как определенная истори­ческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определен­ной системе общественного производства, по отношению к сред­ствам производства, пороли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства.

Пятая подструктура – профессионально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профес­сиональных и образовательных параметров.
При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества.

Слово “стратификация “(от лат. stratum – слой иfacio – делаю) обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества. Теории социальной стратификации возникли в противовес теории клас­сов и классовой борьбы. В рамках классовой доктрины не остава­лось места стратам, исследованию горизонтальной и вертикаль­ной неоднородности, то есть выяснению таких сторон социальных отношений, которые в чем-то не менее важны, чем классовые.

На деле “слоевой срез” социальной структуры общества существенно дополняет и обогащает классовый “срез”, дает возможность полу­чить более полную картину социальной дифференциации по широ­кому кругу признаков (образование, психология, занятость, бытовые условия, доходы, партийная принадлежность, квалификация и т.д.). Само понятие “страты” заметно обогатилось со времени его появления в начале XX в.

Множество страт не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят межклассо­вый характер. Классовая и стратификационная модели не исклю­чают одна другую. На основе вычленения в научном анализе ре­ально существующих классов, слоев, различных социальных групп может быть построена достаточно “объемная”, а не одно­мерная модель социальной структуры, имеющая прочную эмпи­рическую базу. В последнее время в мировой литературе понятие “классы” занимает столь же прочное место, как и понятие “стра­ты”, и оба они используются как в национальных, так и в между­народных сравнительных исследованиях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)