Образовательные учреждения

Одним из видов учреждений, заслуживающих особого внимания является образовательное учреждение. Данный вид организации отличается особым порядком создания и деятельности.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

Образовательные учреждения по своим организационно – правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  • учреждения дополнительного образования взрослых;
  • специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • учреждения дополнительного образования;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  • учреждения дополнительного образования детей;
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.

Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

  • наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
  • учредитель;
  • организационно – правовая форма образовательного учреждения;
  • цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

  • язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
  • порядок приема обучающихся, воспитанников;
  • продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
  • порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
  • система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
  • режим занятий обучающихся, воспитанников;
  • наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
  • порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей).

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно – правовых форм и подчиненности.

Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

  • использования  объектов   собственности,  закрепленных учредителем за образовательным учреждением;
  • финансирования и материально – технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
  • источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения;
  • осуществления предпринимательской деятельности.

Образовательная деятельность в российской Федерации подлежит лицензированию, а одним из условий выдачи данной лицензии является соблюдение порядка государственной регистрации образовательного учреждения и соответствие его устава предъявляемым требованиям. Правовой статус таких учреждений раскрыт в ФЗ «Об образовании».

Порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

  • компетенция учредителя;
  • структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
  • порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
  • порядок изменения устава образовательного учреждения;
  • порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
  • права и обязанности участников образовательного процесса;
  • перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)